В бизнесе и некоммерческой сфере работа менеджера может осуществляться по-разному. В индивидуальном и малом предпринимательстве, где функции собственника и менеджера совпадают, управление всеми производственными, торгово-сбытовыми, маркетинговыми и инновационными процессами осуществляет один человек. По мере усложнения и расширения бизнеса знаний и умений одного человека уже недостаточно и к процессу принятия решений привлекаются компаньоны, наёмные менеджеры, консультанты. Это и понятно – один человек, даже самый талантливый и дальновидный, не может знать всех нюансов технического, правового, налогового, бухгалтерского характера. Увеличение масштабов предприятия подразумевает специализацию, которая касается и управленческих процессов.
Таким образом, разделение управленческого труда — объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.
Существует несколько видов разделения управленческого труда, осуществляемых по различным принципам.
- Функциональное. Выделение необходимых для эффективного управления производством функций, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
- Иерархическое. Распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних.
- Технологическое. Разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.
- Профессиональное. Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
- Квалификационное. Предоставление работникам конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями.
- Должностное. Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (совокупностью прав, обязанностей и ответственности по реализации какой-либо функции управления)
В соответствии с подходом, получившим на российских предприятиях наибольшее распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).
Центральное место в управлении занимает руководитель — работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике всё чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня, организующему работу наос-нове современных методов.
К категории специалистов относятся сотрудники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собранную информацию и разрабатывают варианты решений для руководителей соответствующего уровня (экономисты, бухгалтеры, юристы и др.). Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и распоряжений руководителей, технико-технологических нормативов, организационных регламентов деятельности и четких квалификационных требований относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества.
Служащие — это сотрудники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, призванные выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы (секретари, машинистки, архивариусы и др.). Специфика их деятельности состоит в использовании стандартных процедур и операций, и в том, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.
См.: Менеджмент. Учеб. пособие /П.В.Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Пастухова.
Оставить комментарий