Классификация предприятий

Всё многообразие предприятий, функционирующих в экономических системах, можно классифицировать по различным признакам. Первый из них – по отношению к прибыли. Если одни предприятия создаются именно с целью извлечения прибыли (они называются коммерческими), то другие организации и структуры ставят перед собой иные задачи – например, помощь престарелым и инвалидам, популяризацию каких-либо идей (здорового образа жизни, развитие массового спорта, охраны природы и проч.), объединение людей по религиозным верованиям, в виде благотворительных фондов и т.д. Такие организации называются некоммерческими. При этом, как мы уже отмечали выше, некоммерческие организации могут вести бизнес-деятельность, но в рамках уставных документов.

Вторым признаком классификации предприятий часто избирается форма собственности. Поскольку образовывать предприятия и владеть ими могут собственники разного типа – федеральные и региональные правительства, муниципалитеты, физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты, то и предприятия подразделяются по данному признаку. Они могут быть государственными, частными, частно-государственными, акционерными, совместными, иностранными, офшорными. Сюда же можно отнести и народные предприятия (в которых наёмные работники являются одновременно акционерами данной компании; это т.н. рабочая акционерная собственность ESOP), крестьянско-фермерские хозяйства, семейные предприятия.

Третьим признаком, разграничивающим предприятия, является их величина. Одни предприятия являются большими и даже гигантскими, которые охватывают рынки многих регионов, государств и континентов (их ещё называют транснациональными корпорациями). Другие компании являются средними по своей величине, объёмам выпуска продукции и численности занятых (обычно в 300-500 работников). Третьи, самые многочисленные предприятия, относятся к категории малых. Как правило, это торговые, производственные и сервисные предприятия с численностью занятых от 5 до 50 человек. Законы о малом бизнесе в различных странах регламентируют численность занятых в малом бизнесе лиц, дифференцируя их по отраслевому признаку – в торговле, промышленном производстве, на транспорте, в сфере строительства и услуг.

Нельзя не отметить и такую современную классификацию, как подразделение предприятий на онлайновые (виртуальные) и физически существующие (офлайновые). Этот вопрос мы рассмотрим более подробно ниже, в параграфе «Цифровые предприятия»

Существуют и другие классификации – по видам партнёрства – полные и коммандитные товарищества, по степени материально-финансовой ответственности предприятий – с полной и ограниченной ответственностью, по степени открытости в продаже акций – публичные и закрытые АО. О них мы более детально поговорим ниже, при анализе правовых основ функционирования предприятий.

 

См. Галкин В.В. Экономика предприятия.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*