Интернет-технологии в спорте и спортивной индустрии

Экономика спорта в последнее десятилетие претерпела значительные количественные и качественные изменения: в физкультурно-спортивной сфере и отраслях спортивного бизнеса широкое распространение получили новые технологии сбыта, взаимодействия по линии «спорт-болельщик» и «спорт-покупатель», стали повсеместно внедряться инструменты пиара и маркетинга.

Наряду с совершенствованием и активизацией традиционных инструментов воздействия на потребителей (таких, как ценовая политика, реклама, качество) получили импульс к развитию и совершенствованию новые направления, продвижение которых стало возможным с массовым внедрением во все сферы жизнедеятельности общества глобальной сети Интернет. Образовалась и стала стремительно развиваться виртуальная система «новой экономики», состоящая из целого комплекса отраслей и групп инновационной хозяйственной деятельности.

В структуре виртуальной экономики спорта информационный бизнес занял одно из ведущих мест. Это, казалось бы, парадоксальное обстоятельство, легко объясняется при ближайшем рассмотрении тех колоссальных преимуществ, которые несут в себе новые инструменты бизнес-коммуникаций. Рассмотрим в общих чертах основные из них и отметим их достоинства.

Производители спортивной одежды, обуви и снаряжения. Практически все лидеры мировой спортивной индустрии имеют ныне в Сети свои вебсайты, интернет-магазины, фан-клубы и иные ресурсы. Такое представительство очень удобно, т.к. затраты на изготовление и поддержку собственных сайтов компаний несопоставимо низки по сравнению с выгодами от их использования. Достаточно бегло взглянуть на любой сайт известного производителя спортивных товаров, чтобы понять те гигантские преимущества, которые потенциально несут в себе Интернет-ресурсы.

Во-первых, компания-производитель получает возможность осуществлять рекламу собственного брэнда и своей продукции круглосуточно и по цене на один-два порядка ниже, чем в традиционном варианте. При этом производитель может обстоятельно рассказать о достоинствах новых товаров, показать их визуально, а также вступить в интерактивный контакт с потребителем (что весьма важно для маркетинговых исследований).

Во-вторых, собственным веб-ресурсом компания-производитель спортивных товаров и амуниции обеспечивает транспарентность (информационную прозрачность) своей деятельности, рассказывает о своей спонсорской и иной работе, направленной на улучшение имиджа компании. Данное направление имеет высокую ценность в пиар-акциях и повышении конкурентоспособности предприятия-производителя.

Третье преимущество следует из «открытости», «информационной прозрачности» производителя спортивной продукции. Как правило, большинство компаний публикуют на своих сайтах прайс-листы, из которых можно почерпнуть информацию о текущих ценах на тот или иной товар. «Открытость» цен не даёт возможности посредникам устанавливать высокие надбавки за свои услуги, что, с одной стороны, снижает конечную цену для потребителя, а с другой – повышает конкурентоспособность произведенной продукции.

Торговля. В торговлю спортивными товарами инструменты Интернет-экономики внедряются весьма интенсивно и успешно. Открытие виртуальных магазинов в Сети выгодно по маркетинговым причинам и из-за снижения трансакционных издержек.

Современные спортивные гипермаркеты успешно применяют сочетание онлайновой и офлайновой торговли, используя все возможные преимущества инновационных цифровых технологий.

В настоящее время все значимые ритейлеры осуществляют рекламную электронную рассылку потенциальным покупателям, предлагая им ознакомиться с текущим ассортиментом и ценами. Таким образом, потребителям спортивной продукции теперь нет необходимости приходить в магазин за покупками – для удобства клиентов предоставляется услуга виртуальных заказов. Покупатели, выбравшие себе товары из электронного каталога, расплачиваются за него с помощью сервиса интернет-банкинга; товар присылается заказчику по почте или доставляется курьером по указанному адресу.

Покупатели спорттоваров и экипировки из России всё чаще используют Интернет-торговлю для снижения собственных затрат. Заказывая одежду, обувь, велосипеды, лыжи, аксессуары у иностранных производителей, отечественные покупатели экономят существенные суммы, которые офлайновые магазины обычно приплюсовывают к стоимости брэндированной продукции. Исключая из товаропроводящей цепочки посредников, конечные покупатели остаются в финансовом выигрыше.

Спортивные клубы, общества и федерации. Интернет-представительство оказалось незаменимым инструментарием реализации своих экономических и общественных интересов спортивными учреждениями и организациями. Посредством Сети спортивные организации осуществляют рекламу своей символики и торговых марок, привлекают в свои ряды новые кадры, болельщиков; с помощью чатов, форумов и конференций ведут диалог со специалистами и общественностью. На сайтах спортивных клубов можно ознакомиться с новостями, изменениями в составе игроков, узнать подробности того или иного события из жизни отдельных спортсменов или тренеров.

В настоящее время многие ведущие спортивные клубы осуществляют весьма интересные коммерческие проекты, на которых мы кратко остановимся. Так, например, официальный сайт британского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» объявил о начале взимания платы за просмотр репортажей с футбольных матчей через Интернет. Болельщики должны будут платить 3,99 фунта в месяц или 24,99 фунта в год за доступ к архиву всех матчей команды, начиная с 1992 г. Теперь матчи премьер-лиги, которые проводятся в субботу, воскресенье и понедельник, будут доступны пользователям только утром во вторник. Остальные матчи будут появляться в архиве уже на следующий день. Большую часть дохода администрация сайта предполагает получать от зарубежных болельщиков клуба, которые не имеют возможности смотреть все матчи любимой команды по телевизору. При этом цены «Манчестер Юнайтед» вполне конкурентоспособны. Главный соперник клуба – «Челси» – предлагает полный пакет Интернет-услуг за 4,99 фунта в месяц или 35 фунтов в год.

Еще один интересный коммерческий проект с участием «Манчестер Юнайтед» был запущен в начале 2000-х гг. Компания QXL Ricardo, которой принадлежит сеть популярных в Европе Интернет-аукционов, объявила о заключении соглашения между британским подразделением QXL и «Манчестер Юнайтед».

Согласно условиям договора, программное обеспечение QXL было интегрировано в структуру портала клуба, что позволило организовать Интернет-аукцион непосредственно на его страницах. С помощью данного сервиса на продажу выставляются различные сувениры и памятные предметы, связанные с клубом и его игроками. Кроме того, выставить лот на аукцион могут и футбольные болельщики в том случае, если у них есть что-либо, что способно заинтересовать «Манчестер Юнайтед».

Спортсмены. Весьма широкое распространение получили инструменты Интернет-экономики в кругах известных спортсменов и спортивных специалистов. На своих персональных сайтах спортсмены рекламируют себя, публикуя наиболее удачные фотографии или демонстрируя соответствующие видеоролики. Чаще всего персональные сайты спортсменов имеют такие рубрики, как «Успехи», «Опросы», «Фото и видеоматериалы», «Трактовки событий», «Ответы на вопросы».

Активно используя указанные инструменты Интернет-экономики, спортсмены улучшают свой имидж, контактируют с рекламодателями, взаимодействуют с болельщиками.

Фан-клубы и зарубежные болельщики. Относительно новым явлением в спортивной среде многих стран стало появление т. н. фан-клубов, которые объединяют болельщиков (фанатов) какого-либо спортсмена или спортивного клуба.

В связи с происходящими в настоящее время процессами глобализации и активным обменом информации стали появляться не только национальные, но и международные фан-клубы отдельных спортсменов или спортивных клубов.

В этом плане интересно отметить тенденцию снижения приверженности болельщиков к спортивным субъектам по национальному признаку – всё большую роль играет мастерство спортсмена, а не его религиозная или национальная принадлежность. В экономическом аспекте интенсивное развитие сети фан-клубов примечательно тем, что болельщики ныне не просто разнородная группа людей, а институционально и организационно оформленный контингент потребителей спортивных товаров, символики и услуг.

Примеры взаимодействия с мировой аудиторией болельщиков приведём ниже.

Ныне на болельщиков и расширение их численности за счёт социальных сетей сделали ставку ведущие футбольные клубы Европы. Так, итальянские «Рома» и «Милан» расширяют свою международную фан-аудиторию посредством новых цифровых технологий. Руководство этих клубов считает, что может заметно улучшить свои финансовые показатели за счёт привлечения новых контингентов болельщиков. Получив больше денег от будущих фанатов, клубы смогут опередить своих спортивных и коммерческих конкурентов.

Когда в 2011 г. известный итальянский футбольный клуб «Рома» был куплен американской группой инвесторов, он имел лишь простой сайт без портала электронной коммерции, в котором не было ни социальных средств коммуникации, ни мобильных приложений или игр.

Теперь положение изменилось. Менеджмент команды принял решение активно использовать такие соцсети как Facebook и Twitter для того, чтобы монетизировать общение с болельщиками. Руководство надеется, что клуб должен быть докапитализирован примерно 30 миллионами туристов, которые посещают Рим каждый год.

В то же время менеджмент «Ромы» полагает, что не следует акцентировать внимание только на местных болельщиках и туристах. Следует более активно продвигать брэнд клуба за пределами Италии, вербуя себе поклонников во всех странах мира. Социальные сети открывают широкие возможности для новых международных связей, которых раньше не было. Так думают и другие топ-клубы Европы, которые стремятся приобрести для себя глобальных фанатов, особенно в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Китай и Северная Америка.

Только за 2012-2014 гг. количество посетителей клуба «Рома» на Facebook выросло втрое — с одного миллиона до трёх. Менеджеры клуба заявляют о своей принципиальной позиции, состоящей в том, что поклонники команды должны выразить свое недовольство или отпраздновать победу на клубной странице в Facebook, поскольку в противном случае они могут пойти в другом место. Другие платформы, которые клуб использует включают Youtube и Pinterest. При этом особое внимание уделяется новой целевой аудитории – поклонницам футбола разных возрастов.

Аналогичным образом действует и менеджмент «Милана». Там полагают, что следует формировать новую цифровую культуру, которая увеличивает интерес к клубу. «Милан» в настоящее время ведёт твиты на ряде языков, включая английский, испанский, португальский и итальянский языки, тем самым расширяя свою фанатскую аудиторию далеко за пределы Италии. Также на официальном сайте клуба и приложения для мобильных телефонов. «Милан» также активен в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, YouTube, Google +, и Flickr. От 300 000 последователей Twitter в январе 2012 года, «красно-черные» через год набрали миллион. При этом более 70% болельщиков на Twitter клуба приходят из-за рубежа.

Описанные тенденции привлечения фанатской аудитории через Интернет затрагивают и прочие виды спорта.

 

Прив. по: Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. Электронная книга. 2015.– 269 с.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*