Информационная поддержка международных санкций

Как мы уже подчёркивали выше, всякие международные или односторонние санкции против третьих стран имеют свои контингенты потребителей. К ним относятся внутренние и внешние контингенты – такие, как собственное население, избиратели, политические партии, элиты, этнические, конфессиональные и социальные группы, национальные диаспоры, бизнес-сообщества, торговые и политические партнёры.

Естественно, это очень разные люди по своим убеждениям, взглядам, ценностям, политическим и экономическим предпочтениям, уровню образования, профессиям. На все эти массы санкции могут производить самые полярные впечатления. Как внутри страны-санкционера, так и за рубежом отклики на продекларированные ограничения обычно принимают различные формы и разную степень поддержки – от полной солидарности до откровенного неприятия.

То же самое можно сказать и об общественном мнении внутри страны или территории, против которой применяются санкции. Ответом на них может быть уныние, досада, критика власть предержащих, требование смены правящей элит, акции протеста. Но иногда приходится наблюдать и обратную реакцию, когда международные санкции сплачивают нацию, сглаживают внутренние противоречия, вызывают волну патриотизма и энтузиазма. В этом случае государства, плохо просчитавшие последствия вводимых санкций, добиваются эффекта прямо противоположного задуманному.

Здесь, правда, следует отметить три вида получаемых эффектов – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. И если на коротком промежутке объявления или действия санкций экономические последствия ещё не ощущаются, а в среднесрочном – проявляются лишь частично, то на длительном временном интервале ситуация может плавно или резко ухудшиться.

Учитывая все вышеприведенные соображения, страны-инициаторы пытаются не просто вводить санкции, которые работают по умолчанию, но и обеспечивать им надлежащее восприятие со стороны разнообразных адресатов. Для выполнения этой непростой задачи используются, как правило, СМИ и специальным образом подобранные материалы.

В этой сфере особенно поднаторели США, которые на протяжении последнего столетия беспрерывно вели информационные войны, вводили санкции против инакомыслящих и свободолюбивых стран, против государств, имеющих свои взгляды на собственное развитие и справедливое мироустройство. СССР, Куба, страны Латинской Америки, КНДР, Иран, Югославия – все они в той или иной мере подвергались экономической блокаде, режиму эмбарго и полномасштабных санкций.

Одновременно с санкциями на граждан государств, не пожелавших стать «младшими партнёрами», проливались потоки информации, односторонне освещающих те или иные явления, события, факты. Для трансляции своих идей, критических материалов, компромата, американцами и их сателлитами строились специальные передающие станции, организовывались теле и радиоканалы зарубежного вещания. Люди старшего возраста в России хорошо помнят пресловутые «Голос Америки», «Радио Свобода», «Свободная Европа» и ряд других станций, подававших информацию таким образом, чтобы посеять сомнения и критический настрой в головах граждан атакуемого государства.

Естественно, в ответ США и их союзники получали отпор от СССР и его партнёров, хотя и в гораздо меньших объёмах. Донести свои пиар-материалы до западного слушателя, читателя, кино- и телезрителя мешали слабые технические возможности, а также несопоставимые объемы финансирования. Однако накал информационного противостояния, получивший название «холодной войны» был достаточно велик.

Сейчас принято считать, что США выиграли «холодную войну» с СССР и Россией, которая сопутствовала не прекращающимся санкциям политического и экономического характера. Однако это не так. «Холодная война» на самом деле никогда не прекращалась – были лишь периоды её обострения и затиший. В настоящее время холодная война между Россией и странами Запада разгорается вновь. Главной тому причиной является возрождение геополитической мощи России, которую мы наблюдаем в виде таких фактов, как предотвращение бомбёжек Сирии, образцового проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, присоединения Крыма, поддержки юго-восточных регионов Украины.

Пропагандистская машина США , западных и прозападных стран работает на полную мощность, пытаясь доказать своим гражданам и всему миру, что Россия – агрессор, отсталая страна, дикари, сделавшие деньги на природных ресурсах и т.д. и т.п. Однако российская антипропаганда, СМИ и блогеры работают сейчас более эффективно. Не будем вдаваться в подробности и хитросплетения работы журналистов, пропагандистов и пиарщиков. Отметим лишь, что главной силой СМИ в современных информационных противостояниях являются доверие и правдивость – чего явно не хватает антироссийским вещателям.

Объявленные западными союзниками против России санкции не только не достигли своей цели, но и возымели прямо противоположное действие – сплотили страну, вызвали волну патриотизма и подняли рейтинги власти на максимальные за последние годы уровни. В то же время политические индикаторы президента США Б.Обамы и его европейских коллег явно не на высоте. Не исключено, что новые санкции, вводимые для наказания России, станут переломным моментом в политической истории мира, когда США и доллар как резервная валюта уйдут с авансцены как главные действующие лица.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*