Инфляция как явление

Инфляция представляет собой один из наиболее интересных и сложных феноменов макроэкономики. Он охватывает целый комплекс явлений, связанных с обесценением денег, изменением потребительского поведения, стимулирования спроса, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешнем рынке, изменением соотношений валютных курсов. Инфляция также тесным образом связана с такими хозяйственными категориями, как безработица, экономический рост, уровень жизни и покупательная способность населения.

Лучше понять сущность инфляции нам поможет краткий исторический экскурс. Во времена хождения полноценных монет (то есть таких денег, стоимость металлов которых по весу примерно равнялась их номиналу), инфляция была фактически невозможной. Для того, чтобы увеличить количество денег в обращении, не прибегая к их порче, казне необходимы были запасы соответствующих металлов – золота, серебра или меди. Таким образом, чеканка монет была ограничена количеством добываемого или ввозимого из-за границы монетарного металла.

Это обстоятельство являлось сдерживающим фактором в развитии производственных и торговых отношений по очевидной причине – люди соглашались добровольно работать только за деньги. Если у монарха, правительства или предпринимателей не было денег – то не было и работы: не строились новые дома и дороги, не росло производство, торговля и сфера услуг, не производилось больше различных товаров. Получалось, что недостаток денег в обращении отнимал стимулы для труда, провоцировал безработицу и бедность.

Эту закономерность экономического развития подметил в XVIII в. шотландский финансист Джон Ло, который впервые предложил проводить необеспеченную эмиссию бумажных денег во Франции в 1716-1720 гг. Затея Дж.Ло по разным причинам оказалась на тот момент неудачной, но принципы искусственного стимулирования торговли и промышленности за счет денежного предложения стали многим понятны. Именно этот теоретический и методический подход будет впоследствии использоваться Дж.М.Кейнсом, монетаристами и представителями сэплай-сайд экономикс.

Повсеместный переход практически всех стран мира в XIX-XX вв. на фидуциарные денежные системы, в которых ведущую роль играет безналичный оборот и бумажные денежные знаки, выдвинул феномен инфляции в макроэкономике на первый план. В этот период начинают появляться многочисленные научные труды, посвященные различным сторонам этого многогранного явления.

Экономисты пришли к выводу, что инфляция (от лат. inflatio – вздутие) представляет собой денежное явление. Более конкретно инфляция – это повышение общего уровня цен вследствие обесценения денег. Выражается инфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса.

Однако следует подчеркнуть, что не всякое неравновесие такого рода и повышательную ценовую динамику следует считать инфляционными. Так, сравнительно непродолжительное превышение спроса над предложением свидетельствует только о работе механизма рынка и к инфляции отношения не имеет. Когда же неравновесие затягивается надолго, превращаясь в характерную черту не одного-двух, а многих рынков, тогда можно говорить о развитии инфляционного процесса.

В зависимости от того, какие именно формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Открытой инфляции свойственна тенденция к повышению цен. Причем цены на различных рынках могут иметь разную динамику. При высоких темпах открытой инфляции рыночный механизм начинает действовать с искажениями и деформациями, однако он продолжает генерировать ценовые сигналы, указывая направления инвестиций, стимулируя расширение производства и предложения. Очень высокую инфляцию (в 50% в месяц и выше) называют гиперинфляцией.

Подавленная инфляция характерна для экономики с государственным регулированием цен. В этом случае государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег в обращении, тем не менее, пытается сдерживать цены путем их административного регулирования. В итоге доходы населения и предприятий растут, их покупательная способность увеличивается, в результате чего платежеспособный спрос превышает предложение и товары исчезают из открытой продажи. Возникает товарный дефицит, развивается «черный» рынок.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*