Индивидуальное предпринимательство в спорте

Перед человеком, решившим посвятить себя спорту, всегда стоит дилемма – что выбрать, работу по найму или предпринимательскую деятельность? И работа по найму, и предпринимательская деятельность имеют свои несомненные достоинства и недостатки. Так, работа по найму, как правило, обеспечивает сотруднику фиксированную законом рабочую неделю (от 35 до 40 часов), приемлемую заработную плату и минимальные риски финансовых потерь. В то же время работа по найму связана, в основном, с жёстко закрепленными должностными обязанностями, каждодневным общением с начальством (а также связанные с ним указаниями, распоряжениями, замечаниями, выговорами), ограничением творческой инициативы и возможностей самореализации.

Предпринимательская деятельность, напротив, способствует воплощению в жизнь творческих идей и инициатив индивида, создаёт широкий спектр возможностей для раскрытия потенциала личности и получения значительной прибыли, которая подчас многократно превышает фиксированную зарплату наёмного работника. Однако и плата за подобные возможности весьма высока – это, как правило, неограниченный по времени рабочий день, постоянные коммерческие риски, нервная и напряжённая работа.

Особенности труда предпринимателей делают самостоятельную коммерческую деятельность уделом весьма небольшой части общества – обычно всего лишь 5-6% людей реально выдерживают нагрузки предпринимательства, имеют достаточно сил, энергии и знаний для ведения собственного бизнеса. Именно эта часть экономически активного населения наиболее интересна нам с точки зрения личностных и профессиональных качеств, необходимых в спортивном бизнесе.

Предприниматель от спорта – это, прежде всего, лицо, желающее не просто получить прибыль, а работать в спорте, развивать его, создавать для потребителей новые возможности в части физической активности, интересного и содержательного проведения досуга, продления долголетия, общения, создания и поддержания красоты тела и духа. Спортивные предприниматели, таким образом, играют позитивную общественную и экономическую роль, так как спортивный бизнес – социально значимая сфера предпринимательской деятельности, позволяющая преодолеть такие язвы общества, как пьянство, курение, потребление наркотиков, преступность. Работа на благо общества даёт спортивному предпринимателю огромное моральное удовлетворение от своего бизнеса, так как он несёт людям здоровье, развлечение, физическую и творческую активность, здоровый образ жизни.

Спортивное предпринимательство – особый род бизнеса, его может успешно вести далеко не каждый. Здесь требуется специфический сплав качеств предпринимателя, знаний о спорте и бизнесе. Спортивному предпринимателю требуются не только организаторские способности, но и глубокое знание составляющих спортивной науки – анатомии, биохимии, физиологии, рационального питания, спортивной медицины. Не менее важно знание психологии и педагогики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга, основ спортивного права и других специальных дисциплин. Лишь такая комбинация знаний и умений позволяет спортивному предпринимателю надеяться на хороший результат в спортивном бизнесе.

Предпринимательская деятельность в спорте может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без этой процедуры, связанной с определенной затратой средств и времени. Очень часто желающим стать предпринимателями нет необходимости в создании юридического лица, то есть предприятия. Законодательства многих стран предоставляют возможность не ограниченным в своей дееспособности гражданам зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то есть стать индивидуальным предпринимателем.

Индивидуальные предприниматели образуют наиболее простую форму организации бизнеса, своеобразную базу для других, более сложных образований – партнерств (полного и коммандитного товарищества) и хозяйственных обществ (см. рис.3.2).

Рис.3.2. Трансформация форм организации бизнеса.
Рис.3.2. Трансформация форм организации бизнеса.

Следует отметить, что появление новых, более сложных бизнес-структур не приводит к деградации простых форм; каждая из них является устойчивым образованием и занимает определенную нишу в сфере предпринимательства.

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведёт дело за свой счёт, самостоятельно принимает решения и несёт полную финансовую ответственность по своим обязательствам. Его вознаграждением становится полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство морального удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством.

Предприниматель-индивидуал может полностью отдавать себя бизнесу, работая только в сфере предпринимательства, либо он может совмещать предпринимательскую деятельность с работой по найму или учёбой. Для людей, имеющих профессиональные навыки в определённых отраслях производства и сферы услуг, предпринимательская деятельность может быть дополнительным источником получения дохода. А для таких профессий, как тренер, фитнес-инструктор, специалист по единоборствам и многих других может стать основной работой.

Современные высокопрофессиональные спортсмены и тренеры чаще всего выступают на спортивных рынках труда, зрелищ и информации как индивидуальные предприниматели. Многие специалисты этих категорий, как правило, не имеют постоянного места работы с фиксированной заработной платой, а ведут свой бизнес, действуя по собственному усмотрению, на свой страх и риск, выступая свободными агентами и производителями определенных услуг в сфере двигательной активности и спорта. Именно концентрация работы в области оказания спортивных услуг предопределяет специфику деятельности спортивного предпринимательства; данная область бизнеса специфична тем, что не предоставляет потребителям товары материального характера, а приносит полезность иного рода, удовлетворяя потребности в здоровье, зрелищах, развлечениях, достижениях.

В качестве иллюстрации организации спортивного бизнеса в рамках индивидуального предпринимательства приведем следующий пример.

Российская теннисистка Мария Шарапова получает основную часть своих доходов вне кортов, а за счёт индивидуального предпринимательства – в том числе хитроумной рекламы и производства конфет под собственноручно сконструированной торговой маркой. Так, на открытом чемпионате США по теннису (US Open) Шарапова захотела выступить не под своей фамилией, а под коммерческим псевдонимом, который одновременно является ее торговой маркой, под которой изготавливаются и продаются конфеты. На снимке внизу показана реклама карамели в пакетиках, которую презентует потенциальным потребителям наша известная спортсменка (см. рис.3.3).

Рис.3.3. Мария Шарапова рекламирует конфеты под своей торговой маркой.
Рис.3.3. Мария Шарапова рекламирует конфеты под своей торговой маркой.

Известно, что М. Шарапова зарабатывает основную часть денежных средств не на корте, а за счет иных сфер личного бизнеса. Так, за 2012 год Шарапова заработала 29 млн. долл., причем за счет тенниса – около 6 млн. долл. Чтобы привлечь к себе и собственной торговой марке внимание публики во всем мире, Шарапова решила временно взять себе псевдоним Шугарпова (Sugarpova), которая представляет собой комбинацию слов «шугар» (англ. sugar — «сахар») и окончания фамилии спортсменки.

Индивидуальная предпринимательская деятельность в спорте имеет как свои достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что:

—   индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает все решения, что обусловливает их оперативность, а также свободу действий;

—   это достаточно простая форма организации бизнеса;

—   поскольку доход индивидуального предпринимателя напрямую зависит от его действий, здесь присутствует сильный стимул вести дела эффективно.

К недостаткам можно отнести следующие моменты. Осуществляя всю коммерческую работу самостоятельно, профессиональный атлет или тренер вынужден сочетать спортивную подготовку с предпринимательской деятельностью, что требует от него высокой степени знаний по самым разным направлениям – в сфере финансов, маркетинга, основ права и проч. Таким образом, все вопросы, требующие решения, замыкаются на самом спортсмене или тренере. Это порождает две основные проблемы: во-первых, очень напряженный ритм работы индивидуального предпринимателя-спортсмена, и, во-вторых, проблему нехватки времени и недостатка знаний в области экономических и правовых отношений.

Чтобы в определенной мере устранить отмеченные недостатки, атлету-предпринимателю приходится нанимать на работу спортивного менеджера, который взял бы всю маркетинговую, финансовую и правовую сферы на себя, – самостоятельно устанавливал контакты с федерациями и спонсорами, согласовывал трансферты, размеры премиальных и призовых выплат, осуществлял медицинское страхование, минимизировал налоговые выплаты, а также осуществлял иную коммерческую деятельность.

Следующим типом деловой организации является единоличное владение. Единоличное владение – это предприятие, находящееся в собственности одного лица, имеющего все права на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые несет предприятие.

Единоличное владение, как правило, образуется на базе индивидуального предпринимателя, бизнес которого пошёл успешно. Очевидно, что для увеличения прибыли следует расширять своё дело, то есть переходить к качественно новой форме организации предпринимательства – образованию частного предприятия. Здесь уже необходимо нанимать на работу людей с соответствующими знаниями, навыками и опытом, которые бы дополняли самого предпринимателя и брали часть функций на себя. Теперь уже владелец такого предприятия по большей части выполняет функции организатора и менеджера, не участвуя непосредственно в производстве, транспортировке или продаже товара. В его предприятии формируется внутрифирменная специализация, когда каждый работник выполняет лишь отдельные функции или операции. Например, если тренер по атлетической гимнастике начинал как предприниматель-индивидуал, совмещая все функции по ведению бизнеса в одном лице (арендатора спортивного зала, организатора занятий и тренера, рекламодателя, бухгалтера), то впоследствии он нанял на работу других специалистов, которые стали специализироваться на отдельных работах. Финансовые операции и бухгалтерский учет ведет главный бухгалтер, занятия проводятся тремя тренерами, общее руководство вновь образованной фирмой осуществляет её владелец.

Преимущества и недостатки единоличного владения во многом аналогичны плюсам и минусам индивидуального предпринимательства. Достоинства состоят в том, что весь бизнес принадлежит одному лицу, которое может самостоятельно и оперативно принимать решения, — назначать сотрудникам зарплаты, осуществлять прием и увольнение работников и прочее. Кроме того, весь полученный фирмой доход принадлежит ее владельцу.

Однако и недостатки данной формы предпринимательской деятельности весьма значительны:

  • Осуществляя полный контроль над бизнесом, его владелец должен выполнять все основные функции по управлению, маркетингу, рекламе, по кадровым и иным вопросам, что создает для него очень напряженный режим работы;
  • Владелец частного предприятия несет неограниченную ответственность по обязательствам своей компании;
  • Как правило, финансовые ресурсы владельца частного предприятия недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти до крупных размеров. Так как среди частных предприятий процент банкротств велик, коммерческие банки неохотно предоставляют им кредиты.

И все-таки, несмотря на отмеченные недостатки, основу малого бизнеса во всём мире составляют именно индивидуальные предприниматели и единоличные владения. Эти формы бизнеса наиболее гибки и мобильны, – они оказывают потребителям самые разнообразные услуги, производят и продают особые виды товаров, которые крупные компании не готовы освоить и предложить к продаже. Кроме того, малый бизнес обеспечивает самозанятость населения, снимая в значительной степени проблему безработицы.

Прив. по: Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. Электронная книга. 2015.– 269 с.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*