Государственная поддержка предпринимательства в России и за рубежом

Функционирование малого и среднего предпринимательства является одним из факторов повышения гибкости экономики, т. к. малые формы предприятий являются более приспосабливаемыми к нестабильным экономическим и политическим условиям. Уровень развития МСП в России запаздывает от экономически развитых стран [1]. В связи с этим следует обратить внимание на состояние малого [2] и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Именно этим обусловлена акту- альность статьи. Целью исследования является определение возможности применения инстру- ментов государственной поддержки, используемых за рубежом, в России. В рамках исследования проведено:

1. Сравнение показателей состояния предпринимательства Российской Федерации и зарубежных стран;

2. Анализ государственной поддержки предпринимательства за рубежом (США, Китай, Япония);

3. Выявление возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России.

Развитость поддержки МСП в зарубежных странах находится на более высоком уровне, чем в России. Это связано с длительным периодом становления рыночного хозяйства, а также с тем, что правительство зарубежных стран придает большое значение малым формам предприятий и оказывает им разную поддержку в развитии, а именно, разрабатывают специальные программы поддержки и предоставляют разные виды льгот. Проведем анализ уровня развития предпринимательства в России и в зарубежных странах. Вклад сектора МСП в ВВП в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60%. В России предприятия МСП обеспечивают лишь 29% ВВП. Это низкое значение, требующие существенного корректировки. Доля МСП в странах приведена на рисунке 1 [3].

Из диаграммы на рисунке 1 видно, что доля МСП в России в 2 раза меньше, чем в развитых странах. Доля среднесписочной численности занятых на предприятиях малых форм представлена на рисунке 2. Из диаграммы на рисунке 2 видно, что доля занятых в МСП меньше в 2-3 раза. Данный показатель сильно отстает от показателя зарубежных стран.

Рассмотрим механизмы поддержки, которые используют развитые страны. В 1953 году Конгресс США определил приоритеты государственных интересов в поддержке малого предпринимательства, именно тогда и была создана Администрация Малого Бизнеса (АМБ). АМБ защищает интересы малых форм предприятий на правительственном уровне и имеет представительства в крупных городах страны, что способствует распространению политики на все штаты. АМБ реализует следующие программы:

— Отдел АМБ по стандартизации устанавливает критерии отнесения бизнеса к малому. Эти критерии изменяются по отраслям.

— Программа «7а» – предоставление гарантии. Для суммы не более $750 000 гарантия предоставляется на 75% займа; не более $100 000 – на 80%.

— Программа «504» – долгосрочный кредит для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. Гарантия предоставляется под 40% займа, а максимальная сумма ее не превышает $1 млн.

— Информационная поддержка и обучение – деятельность групп SCORE, объединяющих свыше 10 000 бывших и нынешних руководителей и владельцев небольших предприятий.

— Центры женщин-предпринимателей (WBCs) – направление по обучению и подготовке бизнес-леди к управлению МСП. Более 9 миллионов человек занято на предприятиях, принадлежащих женщинам, почти 1,15 трлн долл. составляет их вклад в экономику и темпы их экономического роста выше, чем средние по стране.  Институт бизнеса в интернете (Е-Business Institute) – вебсайты, которые посещает огромное число пользователей, содержат данные о результатах исследований отдела адвокатуры.

— Центры содействия экспорту – осуществляют поиск кандидатов на финансирование экспортно-ориентированных проектов, а также кредитуют внешнюю торговлю МСП [5].

Региональные представительства АМБ тесно связаны с Центрами развития предпринимательства, основными задачами которых является обучение представителей МСП навыкам ведения бизнеса, поиск источников финансирования и оказание консультаций по повышению стоимости действующего предпринимательства [6].

Управление деятельностью МСП в Японии контролируют правительственные организаций, такие как Управление малых предприятий, основными направлениями которого являются надзор за выполнением МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСП, установление ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений. Законодательство устанавливает статус предприятий малых форм и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также регулирует рыночную стоимость выпускаемой ими продукции, что дает возможность правительству контролировать цены и сдерживать рост инфляции. Правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциация по гарантированию для регулирования механизма финансовой поддержки малых форм предприятий. Также правительство выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСП, ведущих свою деятельность в области высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает предпринимательство, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров [7].

В Китае активно функционируют следующие организации по поддержке МСП:

— Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства – способствует защите интересов субъектов МСП во всех экономических направлениях, обеспечивая определенные налоговые льготы и финансирование.

— Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в порождении специальных условий сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке МСП.

— Государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году, занимается предоставлением услуг по консультированию населения в вопросах деятельности МСП через свой интернет-сайт. Охватывает все регионы, что делает возможным своевременное информирование населения о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и техники, а также о состоянии предпринимательства.

Именно сектор малого и среднего предпринимательства служит источником со- здания новых рабочих мест в экономике Китая, при этом активно участвуя в создании инновационных технологий. По результатам исследования зарубежного опыта можно выделить следующие меры государственной поддержки развития МСП, которые могут быть применены 30 в Российской Федерации: – ослабление налоговой нагрузки, как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся.

Разумно было бы выделение субсидий предприятиям, которые не могут в полной мере развиваться из-за обременения налоговой нагрузкой, что может поспособствовать решению проблемы наличия в стране «теневого» бизнеса. – разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере МСП, например, возмещение процентной ставки по кредитам. – решение проблемы предоставления малым формам предприятий государственных заказов. Это может быть достигнуто путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на МСП, в общей доле заказов. Здесь стоит обратить внимание на практику США.

Оказание информационной поддержки должно обеспечиваться на федеральном уровне, а не разрабатываться субъектами РФ. Поскольку структура, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на совершенствование законодательства и отстаивание интересов малого предпринимательства [4]. Такая информационная сеть зарекомендовала себя в Китае.

Таким образом, развитие в России конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны и должно быть одной из главных целей экономической политики России.

Автор: Ворожун Е.А.

Список литературы

1. Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире / А.В. Калинин // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 4 (4). – С. 3-12.

2. Кузин А.А. Сценарные прогнозы развития сельского хозяйства Вологодской области / А.А. Кузин [и др.] // Вестник АПК Верхневолжья. – 2014. – № 3 (27). – С.9–13.

3. Ларичева Е.А. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом / Е.А. Ларичева, Е.Н. Скляр. – Брянск, БГТУ. Электронный ресурс, URL: http://www.science-bsea.bgita.ru/2014/ekonom_2014_22/laricheva_ sravnit.htm.

4. Малый бизнес: зарубежный опыт. Соединенные Штаты Америки //Сайт: Малое и среднее предпринимательство Новосибирска. Электронный ресурс, URL: http://www.mispnsk.ru/articles.html?id=45.

5. Медведева Н.А. Методология сценарного прогнозирования развития экономических систем / Н.А. Медведева. – Вологда: Молочное: ИЦ ВГМХА, 2015. – 200 с.

6. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 177-181.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*