Гонорары в литературном бизнесе

Вопрос о формах и способах оплаты труда в писательском бизнесе и прост и сложен одновременно. Простота его заключается в том, что сколько за литературный труд платит издатель или читатель – столько он и стоит. Однако не все так однозначно в писательском труде и продажах литературного продукта. Здесь, например, важен авторский брэнд – авторитет, слава, влияние автора. Один и тот же текст, подписанный разными именами, оценивается читателями (и издателями) по-разному: малоизвестный или неизвестный автор получает адекватную или заниженную оценку своего труда, знаменитый – как правило, завышенную.

Данное обстоятельство непосредственным образом сказывается на цене и тираже издания. Соответственно, работа с известными писателями приносит издательствам большую прибыль, даже при том, что последним приходится выплачивать значительно более высокие гонорары.

Это общая схема, в которой тоже имеются свои нюансы и «скелеты в шкафу». Со временем даже известный писатель может приедаться читательскому сообществу, выходить из моды, капризничать по поводу гонораров. Нередко бывает так, что писатель становится популярным только у себя на родине; его переводные издания иностранный читатель не жалует и за границей его книги выходят мизерными тиражами.

Тема писательского брэнда как национального, так и международного масштаба в части гонораров и оплаты труда весьма значима. Однако ее объемность и многогранность требует отдельного рассмотрения, что мы и сделаем позднее. Сейчас коснемся лишь той ее части, которая связана с гонорарами и оплатой труда всех тех людей и организаций, занятых в создании, продвижении, переработке и продаже литературного произведения конечным потребителям.

Идеальный литературный труд с точки зрения писательского бизнеса должен продавать себя многократно, в разных формах и ипостасях (см. рис.1).

Рис.1. Схема денежных потоков на книжном рынке.
Рис.1. Схема денежных потоков на книжном рынке.

Такие, на наш взгляд, идеальные литературные труды, как романы А.Дюма-отца «Три мушкетера» или «Граф Монте-Кристо», успешно работают во всех сегментах читательского рынка, компьютерных игр, анимационного и художественного кино. Соответственно, гонорары автору (или его наследникам) складываются не только от издания книги в ее бумажном варианте, но и от иных видов информационного бизнеса.

Следует отметить, что издательства, сотрудничающие с писателем, стремятся заполучить все авторские права на перепродажу литературного продукта всем остальным игрокам рынка – иностранным издательствам, кинокомпаниям, производителям мультфильмов, компьютерных игр, создателям аудиокниг. В стандартных договорах издательств этот пункт всегда прописывается; все права автор передает издательству на определенный срок (обычно 5 лет). И тогда уже издательство выступает выгодоприобретателем от всех видов деятельности на установленный в контракте срок.

Впрочем, писатель может и не подписывать на таких коммерчески непривлекательных условиях договор сотрудничества, оставляя за собой права на получение доходов из других источников, помимо издательства – например, самостоятельно вступать в переговоры с иностранными издателями, готовить сценарии для экранизации своего произведения, публиковать из него отдельные фрагменты и главы на Интернет-сайтах.

Конечно, такая постановка вопроса в части распределения доходов и гонораров не очень нравится издательствам. Они предпочитают диктовать авторам свои условия – ведь авторов очень много, а издательств мало. Экономисты называют такой рынок олигополистическим.

Надо ли говорить, что писателей интересуют не теоретические выкладки экономистов, а реальная бизнес-практика. Не слишком ли мал гонорар в 6% за готовую рукопись в электронном виде? Ведь издательству остается только вычитать текст, сделать обложку и отправить в типографию оригинал-макет.

Аргументация издателей интересна и содержит вполне рациональное зерно, если посмотреть на приводимые доводы непредвзято.

Во-первых, издатели утверждают, что фактически работают на грани рентабельности, так как издержки производства все время растут – увеличивается плата за аренду помещений, повышаются коммунальные платежи, отчисления в пенсионный фонд, фонды социального страхования и т.д. Звучит убедительно, все мы знаем, что это действительно так.

Во-вторых, специалисты по работе с авторами объясняют особо непонятливым, что эффект от издания книги не сводится только к денежному вознаграждению. Это и реклама автора, и популяризация его идей, и формирование писательского брэнда. С этим тоже не поспоришь.

В-третьих, современным книжным издательствам приходится делать значительные инвестиции в Интернет-проекты – в создание и развитие корпоративного сайта, в содержание штата IT-сотрудников, издание книг на компакт-дисках, в Интернет-торговлю. Все это требует расходов. А где их взять, как не от авторов?

Существует и множество других доводов, указывающих на плохую логистику, высокие транспортные затраты, недобросовестных книготорговцев, контрафактную продукцию. И это уже не говоря о том, 3 из 5 изданных книг могут быть убыточными.

Размышляя над трудностями книгоиздания, автор задает себе все же вопрос, периодически всплывающий в сознании – как же все-таки повысить свой гонорар и какие вообще есть варианты? Их несколько.

Один из основных мы отметили – это назначение процента от прайсовой (отпускной) цены издательства. Однако здесь имеются детали, в которых, как известно, кроется дьявол. Автору выгодно, чтобы весь гонорар в виде процента от цены, помноженной на величину тиража, был выплачен сразу, единовременно (наличными или перечислением на банковский счет автора). Однако издательства предпочитают не форсировать события и предлагают рассрочку – деньги будут выплачиваться автору частями (например, ежемесячно или ежеквартально), по мере реализации тиража.

Для писателя вариант выплат гонорара по мере реализации тиража имеет скрытые «подводные камни», особенно если сам автор является иногородним. Примеры из собственного опыта говорят о том, что отдельные недобросовестные издательства начинают манипулировать данным пунктом, отказываясь выплачивать гонорар в обозначенные сроки. Мотивация при этом такая: в договоре не прописано место и способ выплаты вознаграждения автору, стало быть, приезжайте за получением денег в издательство. Очевидно, что для писателя, живущего в другом городе, такая поездка может быть экономически невыгодной. Чтобы получить ежеквартальный гонорар в 10 тыс. руб., ему придется потратить на незапланированную командировку такую же или даже большую сумму. Естественно, автор откладывает поездку до тех пор, пока сумма не накопится более значительная. А это дополнительное время в год-полтора. В этот период издательство спокойно распоряжается деньгами автора. Инфляционные потери издатели также в расчет не принимают.

Учитывая вышесказанное, писателю на стадии заключения договора издания рукописи следует позаботиться о включении в него пункта о перечислении гонорара на указанный банковский счет. Тем самым многие неудобства снимаются.

К уже сказанному хотелось бы добавить, что в последние 2-3 года на рынке стали появляться чисто виртуальные издательства, которые составляют серьезную конкуренцию издательствам традиционным. Их преимущества состоят в том, что им не надо иметь большой штат корректоров и редакторов (рукопись издается в авторской интерпретации согласно принципу Петра I, который запрещал боярам читать речь по бумажке – «Дабы дурость каждого видна всякому была»), дизайнеров и менеджеров. Виртуальных издателей не касаются издержки производства, связанные с транспортировкой книжной продукции, типографскими расходами, арендой помещений. Интернет-издательства публикуют автора работы по низкой цене (по 20-30 руб. за книгу), причем авторский гонорар составляет не 6-10%, а 30-50%. Вознаграждение автор получает за каждое скачивание книги.

Пока работа Интернет-издательств по продаже книг в электронной форме находится в стадии становления. Несмотря на кажущуюся простоту и выгодность для авторов, здесь также имеются свои проблемы и трудности. Считается, что низкая цена скачивания убьет пиратство или в значительной мере снизит его. Так ли это, покажет время. Есть и другие нюансы. Например, может ли пользователь, купивший электронный вариант книги, передавать ее для копирования или чтения другому пользователю? Или насколько адекватными и правдивыми будут данные о количестве скачиваний и перечисления денежных средств на счета авторов? Все это тема отдельного разговора.

Следующей формой выплаты авторского гонорара является установление фиксированной суммы, которая не привязана к тиражу и срокам реализации литературного произведения. Издательство, оценивая все экономические и маркетинговые факторы, а также риски и рыночную конъюнктуру, полагает выручить за данную книгу (и ее производные – аудиокнигу, компьютерную игру, визуализацию героев, издание на зарубежных рынках) 10 тыс. долл. После этого автору предлагается фиксированный гонорар в 2 тыс. долл. Выплата, как и в случае с начислением процента от тиража, может быть единовременной или производится частями.

Заключая договор издания с фиксированным гонораром, следует иметь в виду, что коммерческий успех книги может пройти мимо кошелька автора, так как его вознаграждение фактически не зависит ни от величины тиража, ни от стоимости книги в розничной торговле. Все сборы от повышенного читательского спроса достанутся издательству.

С другой стороны, при непринятии рынком новой книги писателя все риски и потери лягут на плечи издательства, которое неверно оценило перспективы издания или упустило из вида важные обстоятельства. Например, уже первые экземпляры дорогостоящего и качественного издания были отсканированы пиратами (или Интернет-библиотеками, что в общем одно и то же) и выложены в Сети для бесплатного скачивания. Пока издатель примет меры по защите своих авторских и смежных прав и закроет пиратские точки скачивания, книга уже распространится среди пользователей и спрос на издание в значительной степени сократиться.

Относительно Интернет-библиотек хотелось бы добавить еще некоторые соображения. Интернет-библиотеки бывают не только бесплатными, но и платными. Причем авторы от таких библиотек практически никогда не получают никаких гонораров и отчислений. Например, авторы кандидатских и докторских диссертаций только беспомощно наблюдают, как предприимчивые ребята торгуют в Сети их работами. Нужен текст диссертации – плати от 600 до 1500 руб. и получай контент, иллюстрации и приложения в электронной форме.

Не все так просто и с бесплатными электронными библиотеками. Фактически это коммерческие сайты, которые получают доходы от баннерной рекламы, расположенной на страницах данных ресурсов. Получается очень удобно разговаривать с авторами – мы же бесплатно распространяем знания, делаем полезное для общества дело, а вы все о низменном, о каких-то выплатах и гонорарах, о хищении интеллектуальной собственности. А что касается скачиваний, то мы, Интернет-библиотеки, обязательно предупреждаем пользователей, что после прочтения материалы должны быть удалены из памяти компьютера. Звучит столь же наивно, сколь и язвительно. В этой связи мы без всякой натяжки причисляем владельцев самостийных Интернет-библиотек к пиратам, которые прогрызают зияющие бреши в доходах как издателей, так и авторов.

Третьей формой взаимодействия авторов и издателей являются биржи писательских продуктов. Особенностью этих писательских рынков является то обстоятельство, что авторы могут представлять на них свои статьи и книги для последующей перепродажи всем желающим. Особенно востребован данный тип электронных рынков для копирайтеров – то есть писателей, специализирующихся на контенте для огромного количества корпоративных и персональных сайтов. Владельцы сайтов по разным причинам предъявляют спрос на различные статьи, аналитические материалы, тематические подборки, отзывы клиентов (действительных или мнимых), рецензии и прочие литературные труды, именуемые контентом.  На сайты, выполняющие роль специализированных Интернет-бирж контента (к их числу относятся такие ресурсы, как advego.ru, textsale.ru и ряд других), авторы присылают свои труды по обширной тематике. Редакторы сайта проверяют их на аутентичность – не списаны ли они откуда-либо, и систематизируют по рубрикам – автомобили, бизнес и финансы, закон и право, спорт и т.д. Получается что-то вроде виртуального книжного магазина.

Потенциальным покупателям контента не дают при предварительном знакомстве с материалами полного текста во избежание хищения без оплаты. По выдержкам из материалов нужной направленности покупатель выбирает материал, оплачивает его электронными деньгами и знакомится с ним более детально. При необходимости проданный с биржи контент дорабатывается авторами.

Гонорар писателя составляет в среднем 20-25% от сумм, выплаченных покупателем литературного труда. При этом авторы могут писать на любые темы – как под конкретный заказ, так и по велению творческого порыва. В последнем случае литературный труд выставляется на продажу до востребования.

Выше мы уже упоминали, что определенное количество литературы, например, философской, технической, научной и прочих произведений пишется в соавторстве. Количество соавторов может быть весьма значительным и достигать в энциклопедических изданиях 100-150 чел. Распределение гонораров между соавторами производится по внутреннему соглашению, в зависимости от объемов затраченного труда, влияния, связей. Например, книга выходит в соавторстве: в работе над ней принимали участие три человека. Один соавтор является главным (его фамилия, как правило, стоит в заглавии первой; остальные – в алфавитном порядке), ему причитается 40%. Двум другим соавторам выплачивается по 35%. Это, разумеется, условное деление и пропорции могут быть любыми.

Несколько слов следует сказать и о соавторах, не попадающих в официальные заглавия книг и статей – так называемых литературных негров. По разным причинам люди, помогающие писать статьи или книги, не попадают в число соавторов. Одни равнодушны к писательской славе, пишут под псевдонимами или анонимно, другие предпочитают хорошие деньги за свой труд, третьи помогают друзьям и родственникам, у которых нет достаточного литературного опыта. Нередко бывает так, что известному и читаемому автору просто надоела какая-либо тема, вызывающая интерес у читательской аудитории, и он обращается к помощи людей, готовых за приемлемые деньги написать роман на заданную тему, не претендуя при этом на авторские права.

Мы уже отмечали выше, что одно и то же литературное произведение, подписанное разными именами, может приносить совершенно разные доходы и вызывать совершенно разный читательский спрос. Этот парадокс и используется писателями, нанимающих на работу литературных негров.

В коммерческом плане это выгодно практически всем сторонам. Узнаваемый автор, обладающий собственным брэндом, как бы сдает в аренду свою торговую марку, объясняя своим наемным помощникам, что и как надо писать. В бизнесе такая форма сотрудничества получила название франчайзинга. Если еще проще – то примеры подобного подхода мы видим на эстраде, когда узнаваемые исполнители поют на сцене под фонограмму. Зрители, даже замечая это, относятся к происходящему весьма спокойно, не считая данный прием неприемлемым обманом. Хотя мнения на этот счет могут быть самые разные.

Аналогичным образом обстоит дело и в писательском бизнесе. Литературные негры, нанятые на работу, подписывают с номинальным автором соглашение (контракт) о проведении определенной части подготовительных работ за фиксированную плату. При этом литературные негры берут на себя обязательство хранить коммерческую тайну и не предъявлять когда бы то ни было претензий на авторские права.

Обычно гонорар литературным неграм значительно перекрывает те возможные выплаты, которые бы они получили, производя писательские труды под собственным именем. Роль теневых соавторов их вполне устраивает. Так, например, упоминавшийся нами выше всемирно известный автор А.Дюма-отец, написал за свою жизнь около 600 романов. Ясно, что даже при его плодовитости и работоспособности в одиночку он этого сделать не мог. Поэтому он содержал штат литературных негров, которые и работали на него как предприятие. И что интересно, сам Дюма не возражал, чтобы фамилии некоторых из них появлялись на обложках книг, однако издатели всячески препятствовали этому, говоря, что читатель не желает видеть никаких соавторов. Поэтому литературные негры А.Дюма просто получали хорошее вознаграждение.

Институт литературных негров получил в настоящее время второе дыхание. Масса добровольных литературных и научных негров пишет курсовые, дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации. Бизнесмены, политики, государственные чиновники становятся благодаря литературным неграм обладателями научных степеней и званий. Работают при этом литературные негры как индивидуально, так и коллективно. Зайдя в Интернет, мы можем найти расценки на их труд – например, 200-250 тыс. руб. за кандидатскую диссертацию, 500-600 тыс. руб. за докторскую.

Нередко прибегают к помощи литературных негров авторы, пишущие в Интернете, блоггеры, руководящие работники, крупные предприниматели. Правда, людей, пишущих за них, они скромно называют референтами, секретарями, спичрайтерами, а не грубо – литературными неграми.

Такова в общих чертах оплата труда и гонорары в писательском бизнесе.

Прив. по: Галкин В.В.

Читайте также:

1 Kомментарий

  1. Очень полезная статья, разъяснила много подводных камней относительно того, как разговаривать с издателем и заранее предусмотреть некоторые моменты))

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*