Фит-бизнес и государство: взаимодействие при формировании человеческого капитала (Ч.1)

Значение фитнеса для общества выходит далеко за рамки только лишь приятного и полезного времяпрепровождения отдельных групп людей. Вовлекая в свою орбиту все новых участников, фитнес неуклонно меняет качество общественных отношений и процессов. Невидимая поверхностному взгляду работа, проделываемая фит-бизнесом, дает свои плоды в виде изменения мировоззрения, системы этических и культурных ценностей, поведения индивидов. Позитивные эффекты и мультипликаторы, формируемые фитнесом, повышают эффективность многих экономических и социальных процессов, снижают хозяйственные потери, улучшают качество человеческого материала.

И это не пустые слова, под которыми нет реальной почвы. Все сказанное выше подтверждается данными статистики, фактами и научными исследованиями.

Начнем с констатации того, что фит-бизнес является не просто сферой предпринимательской деятельности, в которой предприимчивые люди и коммерческие организации делают деньги, не обращая внимания на конечные результаты своего труда. В отличие от деструктивного бизнеса, который прямо или косвенно наносит ущерб обществу, предприниматели от фитнеса несут в массы семена развития и процветания. Их бизнес не загрязняет окружающую среду, не разрушает этические и культурные ценности, тогда как другие производители, например, спиртных напитков, табака или оружия несут национальной экономике и обществу разрушительные последствия. Поставщики нефти, угля или других невоспроизводимых ресурсов добывают и продают эти продукты до тех пор, пока полностью не исчерпают имеющиеся на планете запасы.

Совсем по-иному обстоит дело с фит-бизнесом. Это не просто способ получения прибыли, повышения занятости и источник налоговых поступлений, но и социально значимая деятельность, создающая полезные эффекты и мультипликаторы. Поясним этот момент следующим образом.

Основу всех современных экономических систем составляет человек. От его знаний, умений, способностей, умственного и физического развития зависит, какой тип хозяйственных отношений доминирует в том или ином обществе, какая совокупность социальных и культурных ценностей преобладает. Количественные и качественные характеристики людских ресурсов, которые в экономической науке принято называть человеческим капиталом, являются источником развития любых экономических и социальных систем.

Исследования, проведенные рядом ученых (Р.Лукасом, П.Ромером, Г.Беккером и др.) в сфере анализа человеческого капитала и его вклада в экономический рост указали на огромную важность данного фактора. И если более ранними неоклассическими теориями утверждалось, что экономический рост является результатом накопления физического капитала и увеличения рабочей силы, то современные взгляды на эту проблему существенно изменились. В частности, было доказано, что эффективность экономики во многом возрастает за счет «внутреннего» фактора, связанного с менталитетом и поведением людей, которые являются носителями знаний и двигателем прогресса.

Наряду с образованием и здравоохранением физическая культура и фитнес представляют собой значимый ресурс развития и воспроизводства человеческого капитала. Двигательная активность и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества – на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Инвестиции в фитнес и спорт создают не просто положительные эффекты, а носят каскадный, мультиплицирующий характер. Вложения в создание спортсооружений и в массовый спорт в размере, например, 1 млрд. руб. дают возрастание национального продукта в 3-3,5 млрд. руб. Происходит это за счет создания новых рабочих мест, улучшение здоровья населения, снижения экономических потерь, наносимых преступностью, повышенным потреблением алкогольных напитков, табакокурением, наркоманией (см. рис.1).

Рис.1. Схема действия мультиплицирующего эффекта на экономику при росте инвестиций в фитнес и массовый спорт.
Рис.1. Схема действия мультиплицирующего эффекта на экономику при росте инвестиций в фитнес и массовый спорт.

Свою немалую роль играет и то обстоятельство, что положительные эффекты от инвестиций в фитнес и массовый спорт носят по большей части неявный характер качественного улучшения человеческого капитала, оценить который монетарными (денежными) показателями не всегда возможно. Как, например, оценить улучшение производственной дисциплины в экономике, повышение творческой и физической активности людей, изменение их менталитета? Методами традиционного статистического наблюдения показатели такого плана не фиксируются, а потому не всегда принимаются в расчет.

Тем не менее, методики подсчета человеческого (или социального) капитала существуют.1 Для определения его значений вводится 8 шкал, отражающих наличие ресурсов разных типов, в том числе: 1) экономического; 2) квалификационного; 3) социального; 4) властного; 5) культурного; 6) личностного; 7) символического (престиж); 8) биологического.

Показатели здоровья, личностные и спортивные достижения, умения и навыки, уровень образования – все эти ресурсы входят составной частью в исчисляемый интегральный индекс, который служит количественным критерием оценки человеческого капитала.

Нельзя также не отметить еще одну особенность инвестиций в фитнес-индустрию и массовый спорт. Денежные ассигнования, производимые в сферу двигательной активности и ее инфраструктуру, приносят положительный эффект всей экономике и обществу, не локализуясь только в данной отрасли. Иными словами, действие полезных экономических эффектов распространяется на всю хозяйственную и социальную систему, проявляясь по-разному практически во всех сферах жизни страны. Надо ли говорить, что подобная латентность и рассредоточенность положительных эффектов затрудняет для властей всех уровней причинно-следственный анализ, создает шоры и искажения при поверхностном взгляде на фитнес и спортивно-оздоровительный досуг.

Страны, продвинувшиеся в деле развития физической активности и спорта наиболее далеко, выбирают для себя один из двух магистральных путей:

  • Государственные инвестиции в массовый спорт с жестким администрированием и определением приоритетов развития физкультурно-спортивной отрасли;
  • Развитие спортивного и фит-бизнеса, основанного на примате рыночных сил и частной инициативы.

Первый путь весьма затратен и обременителен для государства. В то же время он весьма эффективен при формировании физкультурно-спортивной отрасли, а также в периоды глубокой модернизации массового, корпоративного и профессионального спорта. Длительное использование интервенционистской схемы развития системы физической активности и спорта в стране приводит к стагнации и снижению ее  результативности.

Принципиально иной подход представляет модель развития физкультурно-спортивной отрасли, ориентированная на доминирование спортивного бизнеса. В сочетании с государственным участием данная модель представляет собой оптимальный вариант функционирования и развития физической активности и спорта в той или иной стране. Предприятия и организации из сферы спортивного предпринимательства и фит-бизнеса более успешно решают коммерческие задачи и при этом не требуют государственного финансирования. Кроме того, спортивный бизнес, как свидетельствует мировая практика, способен:

— удовлетворять самые высокие потребности профессиональных организаций и частных лиц в элитных услугах и прочих спортивных продуктах;

— проявлять творческую инициативу, брать на себя риск и создавать самоокупаемые коммерческие структуры;

— выявлять новые потребности;

— привлекать инвестиции частных компаний и зарубежных инвесторов;

— вовлекать за счет рекламы и пропаганды в массовый спорт и фитнес большие группы людей;

— противостоять вредным привычкам;

— заполнять досуг людей позитивным образом;

— создавать новые рабочие места;

— платить налоги.

Действуя на основе личной инициативы, используя собственные и привлеченные ресурсы, участники спортивного бизнеса чутко улавливают формирующиеся потребности рынка, внедряют новые технологии и способы оказания физкультурно-спортивных услуг. В условиях повседневной конкурентной борьбы рождаются новые формы и инструменты удовлетворения постоянно возрастающих потребностей любительского и профессионального спорта, системы досуга и отдыха граждан. При создании надлежащих условий спортивный бизнес становится не только высоко прибыльной  и значимой отраслью национальной экономики, но и прочно занимает место локомотива экономического развития, который наряду с другими функциями, вносит существенный вклад в развитие человеческого капитала.



1 Теоретические подходы к способам оценки человеческого капитала см.: Бурдье П. Формы капитала //Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. – М.: РОССПЭН, 2004. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация //Общественные науки и современность. – 2003. — №2. – С.5-16. Подсчет человеческого капитала для российского общества приводится в статье: Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации //Социс. – 2006. — №2. – С.29-41.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*