Фазы самоопределения личности в бизнесе

Процесс самоопределения личности включает следующие этапы.

• Отражение изменений в социальной или профессиональной сфере. Например, изменение внешней среды или критериев ее восприятия и оценки (социокультурной, экономической, политической и т.д.), появление новых свойств субъекта (вслед-

Место самоопределения в бизнесе в ряду других видов самоопределения (модель А. Б. Купрейченко)

Рис. 1. Место самоопределения в бизнесе в ряду других видов самоопределения (модель А. Б. Купрейченко)

ствие опыта, образования, общения и т.п.), проблемы адаптации, которые усиливают роль самоопределения и т.д. Принятие своих личностных проблем. Постановка проблемы.

• Анализ внешних условий деятельности, новых требований к собственным профессиональным или социальным качествам. Соотнесение внешних требований с личностными установками и ценностными ориентациями. Анализ проблемной ситуации.

• Определение и оценка возможных альтернатив решения проблемы. Поиск направления развития, новых качеств, необходимых для адаптации в сложившейся ситуации.

• Определение задач и перспектив развития, принятие себя в новом качестве.

В ходе самоопределения в бизнесе происходит выбор направленности и целей деятельности, формируется собственная стратегия экономической деятельности – ее принципы и способы взаимодействия с миром бизнеса. Так, особенности самоопределения бизнесмена регулируют взаимоотношения в коллективе, с партнерами, учредителями, конкурентами и другими заинтересованными сторонами. Они определяют в конечном итоге психологическую и экономическую эффективность организации и деятельности бизнесмена. Процесс самоопределения личности в бизнесе носит нелинейный характер, он сопровождается этапами переосмысления и переопределения, которые определяются самыми разными факторами: кризисами профессионального становления, выгоранием личности, изменениями внешних условий и т.д. Так, в отечественных исследованиях установлено, что у значительной части российских представителей бизнеса имеют место амбивалентность и противоречия в нравственных оценках мира бизнеса, денег, отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения.

На схеме, представленной на рис. 3.4, приводятся некоторые наиболее значимые детерминанты самоопределения личности в бизнесе. Расположение элементов и стрелки позволяют описать в наиболее обобщенном виде некоторые процессы и механизмы этого самоопределения.

Исходным элементом процесса самоопределения личности в бизнесе являются мотивы экономической деятельности. Однако этот показатель сам по себе мало что определяет; гораздо важнее степень связи мотивов экономической активности и основными жизненными смыслами и ценностями. Теснота связи между ними определяет высокую или низкую зна-

Детерминация и динамика самоопределения личности в бизнесе (Купрейченко, 2011)

Рис.2. Детерминация и динамика самоопределения личности в бизнесе (Купрейченко, 2011)

чимость экономической активности субъекта. О степени прочности и непротиворечивости этой связи позволяют судить такие психологические характеристики, как смыслы и нравственные оценки экономических феноменов – денег, собственности, мира бизнеса, кризиса, рекламы и т.д. Ценность и смыслы экономических явлений, мира бизнеса и его агентов, так же как и мотивы экономической активности и основные жизненные ориентации личности, находятся под влиянием культурно-исторических, социальных и личностных детерминант.

Эти детерминанты оказывают также влияние на оценку актуального состояния внутренних и внешних условий (потребностей в определенном материальном благосостоянии, интересов и склонностей к определенным видам деятельности, окружающих условий и своих экономических возможностей на данном этапе жизни). Их актуальное состояние предопределяет выбор видов, форм и интенсивности экономической активности на разных этапах жизни (формально-динамические характеристики). Одновременно личность самоопределяется в отношении содержания экономической активности и способов достижения целей. К способам экономической активности необходимо отнести также принципы делового поведения и стратегии разрешения нравственных противоречий в деловом взаимодействии. Одной из таких стратегий является дифференцированное соблюдение нравственных норм при взаимодействии с людьми, находящимися на различной психологической дистанции или занимающими различные места в социально-психологическом пространстве личности (свой – чужой, значимый – незначимый, вызывающий доверие – вызывающий недоверие, доверяющий – не доверяющий и др.) (Купрейченко, 2011).

Нередко оценка актуального состояния внутренних и внешних условий противодействует наращиванию экономической активности: либо потребности в материальном благосостоянии удовлетворены, либо внешняя среда крайне неблагоприятна, либо низка самооценка экономической компетентности, либо на данном этапе жизни какие-либо другие сферы жизнедеятельности (образование, семья и т.д.) являются более значимыми. В этом случае возникает процесс противоположный по направленности предыдущему – происходит переоценка экономических феноменов и повышение или снижение значимости экономической активности. Например, оценка неблагоприятности внешних условий в сочетании с неудовлетворенностью базовых потребностей и высокой самооценкой возможностей будет повышать значимость экономических благ и стимулировать экономическую активность (особенно в сочетании с позитивным отношением к риску и конкуренции). В то же время низкая самооценка экономической компетентности скорее всего окажет сдерживающее влияние на экономическую активность и вызовет снижение экономических притязаний и субъективной ценности материальных благ.

Оценка результатов бизнес-деятельности субъекта также вносит коррективы как в выбор видов и способов активности, так и в общую оценку внешних условий, своих возможностей и потребностей, отношение к различным экономическим объектам и явлениям и т.д.

В ходе эмпирических исследований нам удалось проследить действие некоторых из этих механизмов, в частности механизмов стимулирования и сдерживания экономической активности. Одновременное встречное протекание некоторых процессов (как это показано стрелками на рис. 3.4) вызывает дополнительные противоречия в сознании личности и определяет специфические этапы ее экономического и бизнес-самоопределения. В исследовании Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко выделен особый тип руководителей бизнеса, находящихся на кризисном этапе самоопределения (Купрейченко, 2011).

Этот тип наиболее характерен для молодых руководителей, неудовлетворенных своим материальным положением с высоким уровнем притязаний, но небольшим опытом, чья высокая экономическая активность пока не принесла ожидаемых результатов. Для них характерно противоречивое и конфликтное отношение к экономическим феноменам, в частности, нравственноконфликтная оценка денег и внутриличностный нравственный конфликт по поводу соблюдения нравственных норм делового поведения. Так, для этих руководителей деньги – понятие насыщенное смыслами и эмоциями, нередко негативными. Сильно проявлена ассоциативная связь понятия «деньги» с конфликтом, цинизмом, силой, информацией, развлечениями, здоровьем, средствами существования. Бизнес для них – мир конкуренции, партнерства, достижения цели, мир больших возможностей и в то же время – высоких рисков, мир самореализации, профессионального роста и достижения социального статуса. Можно сказать, что руководители, относящиеся к этому типу, являются молодыми, дерзкими.

В исследовании выделены также и другие типы руководителей бизнеса. Зрелые руководители, которые стремятся наращивать экономическую активность и осознают важность доверия и надежности в бизнесе, демонстрируют высокую готовность соблюдать нравственные нормы, а также позитивно оценивают нравственность своих партнеров. Для них мир бизнеса – это: жизнь с большим интересом; тяжелый кропотливый труд; увеличение денег с помощью их вложения; мир с его плюсами и минусами, уступками и завоеваниями; мир сильных, умных людей; интересный, но и рискованный мир. В отличие от них, те руководители бизнеса, которые готовятся снизить экономическую активность, становятся менее заинтересованными в эффективности взаимодействия с деловыми партнерами и, как показывают их представления о соблюдении нравственных норм идеальным руководителем, несколько снижают для себя планку этичности делового поведения. Их отношение к миру бизнеса – деловое, адекватное, без эмоций: мир движения и развития человечества, прогресс, работа, честность с партнерами, место, где человек может реализовать свои амбиции, оценить себя и окружающих людей. Среди представителей этого типа – много богатых. Оценки других их экономического статуса и собственные оценки совпадают. Высокая удовлетворенность материальным благосостоянием у этих, видимо, немного выгоревших бизнесменов в сочетании с другими факторами приводит к постепенному снижению экономической активности.

 

Подробнее см. на https://studme.org

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*