Экономика футбола как учебная дисциплина и наука

Долгое время было принято считать, что футбол – это обычная и достаточно простая спортивная игра, развлечение для людей разных возрастных категорий. Практически никто не связывал в единое целое футбол и экономику, спорт и бизнес. В старой Англии король даже запрещал эту игру, поскольку зрители и игроки часто преступали границы дозволенного поведения, переходя от спорта к рукоприкладству и хулиганству.

Но позже, в конце девятнадцатого века, футбол стал трансформироваться в большой бизнес, вовлекая в свою орбиту большие массы производителей и потребителей зрелища. Появились и стали развиваться футбольные союзы, лиги и федерации, усложнилась система организации и управления футболом. Появились предпосылки для формирования футбольной науки и футбольного образования. Особенно актуальной стала экономика футбола сейчас, когда транфертные рынки растут опережающими темпами, футболисты стали наиболее оплачиваемыми категориями работающих, гонорары которых превышают доходы поп-музыкантов и кинозвёзд. Да и сама футбольная индустрия усложнилась, выросла до мировых масштабов, вовлекла в свою орбиту «футбольный туризм», электронные и печатные СМИ, спортсооружения, систему гостеприимства и прочую инфраструктуру. В футбол прочно вошла реклама, маркетинг, пиар и другие коммерческие инструменты. Как ответ на это стала развиваться особая наука о коммерции в футболе, о инвестициях в игроков и тренеров, о трансформации спортивных результатов в деньги. Иными словами, потребности государства и бизнес-сообщества обусловили необходимость создания такой теоретической и практической дисциплины как экономика футбола, в которой раньше не было особой необходимости. Поговорим об этом подробнее.

В состав экономики спорта входят многие другие науки, которые имеют как теоретический, так и прикладной характер. В круг таких дисциплин включаются науки, исследующие социально-экономические и управленческие аспекты видов спорта, маркетинговые и хозяйственно-правовые особенности физкультуры и спорта, историко-экономические особенности двигательной активности, экономику здоровья, спортивный бизнес и целый ряд других направлений.

В системе наук о спорте и спортивном предпринимательстве экономика футбола занимает особое место. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, футбол является самым популярным видом спорта в мире, он культивируется в каждой цивилизованной стране; практически везде проводятся регулярные внутренние первенства и чемпионаты. Во-вторых, экономика футбола по своим объёмам (как в стоимостных, так и в физических показателях) сопоставима со всеми остальными видами спорта; чемпионаты мира по футболу – столь же грандиозное по масштабу и доходам событие, что и Олимпийские игры. Наконец, вся индустрия футбола (включая его разновидности – футзал, пляжный, женский футбол и т.п.), и вовлечённые в его орбиту специализированные СМИ, спортсооружения, лиги, федерации, производственные, торговые и сервисные предприятия, составляют одну из значимых сфер мировой экономики, которая вкупе со спортивным туризмом год от года набирает обороты.

Нельзя также не отметить, что число футбольных болельщиков в мире беспрецедентно; ни один вид спорта не знает такого количества поклонников. Эти люди, одновременно являясь потребителями и ценителями футбольного зрелища, составляют коммерческую основу экономики футбола. Подавляющее большинство из них сами играли и продолжают играть в футбол, так как эта игра проста как всё гениальное – поставил на плоской площадке пару предметов для обозначения ворот и играй в своё удовольствие. Пропустив через своё становление, личность и физическое развитие занятия футболом, люди смолоду становятся поклонниками и фанатами данного вида спорта, так как понимают его красоту, логику, функции игроков, замыслы тренеров.

На начальных стадиях своего развития футбол представлял собой обычное развлечение и игру, способ проведения досуга. Экономика футбола в тот период делала свои первые шаги. Лишь в отдельных европейских странах во второй половине XIX века стали появляться первые организованные соревнования, футбольные федерации и надлежащая инфраструктура. В Англии и Шотландии к 1890-м годам формируются профессиональные футбольные лиги, которые становятся фундаментом для коммерческого футбола.

К началу ХХ века складываются определённые предпосылки для развития экономики футбола как локального, так и международного масштаба. К ним можно отнести следующие факторы:

— продолжительность рабочего времени в европейских и ряде других стран мира постепенно сокращается; если раньше люди трудились на предприятиях по 12-14 часов, то теперь продолжительность рабочего дня сократилась до 8-9 часов. Времени на досуг и развлечения у населения стало больше;

— повысились доходы и благосостояние населения за счёт научно-технической прогресса и развития поточного производства. Теперь преобладающее количество граждан могло себе позволить потратить некоторую сумму на футбольное зрелище без большого ущерба для семейного бюджета;

— развитие сети дорог и твёрдым покрытием, железнодорожного и автомобильного транспорта сделало возможным перемещение болельщиков вслед за своей командой, что положило начало обширной отрасли событийного и спортивного туризма;

— широкое распространение периодических изданий (а впоследствии радио и телевидения) сделало футбол одной из ведущих новостных тем, сделало футбол популярным и обсуждаемым даже там, где этого раньше не было. Футбол стал модным и общераспространённым как в Европе, так и на других континентах.

Усложнение и расширение хозяйственных и финансовых отношений в сфере футбола привело к появлению отдельной науки, которая вбирает в себя всю совокупность исследований теоретического и прикладного характера. В более конкретной формулировке экономика футбола – это наука, изучающая пути повышения хозяйственной эффективности футбола и его вкладе в развитие человеческого капитала.

Как наука экономика футбола формируется лишь во второй половине ХХ столетия. Подобно маркетингу и менеджменту, которые ранее не считались отдельными науками, а входили в состав экономической теории, экономика футбола получала импульс к развитию всего несколько десятилетий назад. До этого времени считалось, что с футбольной экономикой и так всё ясно – надо строить больше хороших стадионов, продавать побольше билетов на матчи, привлекать лучших футболистов высокими зарплатами.

Однако со временем изъяны такой позиции стали проявляться всё явственнее. Отсутствие научного обоснования и надлежащих исследований вносило в управление футболом значительную долю субъективизма; а это, в свою очередь, вело к неправильным решениям и ошибкам. Поэтому наиболее продвинутые страны стали формировать научные школы по экономике футбола, вводить преподавание этой дисциплины на курсах спортивных менеджеров, в университетах, а также в системе MBA.

Галкин В.В.
Галкин В.В.

См.: Галкин В.В. Экономика футбола.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*