Экономика спорта как наука и практика

В связи с тем, что настоящий курс по экономике спорта и спортивной индустрии предназначен для практических работников, приехавших повышать свою квалификацию в Российский международный Олимпийский университет на достаточно короткий промежуток времени, мы будем освещать все темы достаточно лаконично и сжато. Если потребуются дополнительные разъяснения и иллюстрации, будем останавливаться на них что называется по запросу.

В наш курс войдут не только стандартные темы экономики спорта (включая современную креативную экономику), но и общие вопросы современной спортивной индустрии, находящейся на на стыке наук и практик — таких, как экономика спортивных СМИ, беттинга, продвижения торговых марок, рекламы и некоторых других.

Итак, зафиксируем, что экономика спорта – довольно молодая наука, которая стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина лишь во второй половине ХХ столетия. Именно в этот период начинают появляться первые исследования и серьёзные труды по экономике спорта, формироваться теоретические подходы, образовываться кафедры, проводиться конференции, издаваться тематические сборники и специализированные журналы.

Подобно тому, как ранее менеджмент вышел из лона экономической науки (когда=то было принято считать, что управление – часть хозяйственной деятельности, а не отдельная отрасль знания), так и экономика спорта выделяется в самостоятельную научную дисциплину лишь спустя определённое время.

Данный период становления был необходим учёным для осмысления экономики спорта как науки, выделения её особого понятийного аппарата, классификации спортивно-экономических феноменов и явлений, выработки рабочих понятий, дефиниций, гипотез и теорий. Лишь после этого подготовительного этапа можно говорить о том, что в системе знания оформилась новая наука, объектом изучения которой стала двигательная активность и связанные с ней хозяйственные эффекты.

Иногда у студентов и слушателей возникает прямой вопрос – а зачем вообще нужна эта наука? Может быть, в ней вообще нет необходимости, — ведь многие годы люди обходились без излишнего мудрствования, опираясь лишь на опыт и здравый смысл в построении системы двигательной активности?

На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. Без науки, конечно, можно обойтись – как можно обойтись без носового платка или средств личной гигиены. Но опираться только на эмпирику неразумно, так как обыденное мышление и суженное видение мешает нам понять более общие закономерности. Так, например, повседневный опыт подсказывает, что земля плоская, а Солнце вращается вокруг Земли. И так считалось целыми столетиями, пока наука не доказала иное.

Эмпирический подход в экономике – это практика проб и ошибок, попытка опытным путем нащупать наиболее универсальные и эффективные способы обретения личного и общественного богатства;

Путь теоретических обобщений, классификации и систематизации экономических знаний, создания действенных моделей и верных прогнозов – это путь науки, то есть выявления общих закономерностей, приводящих к повышению благосостояния наций и удовлетворению их потребностей в максимальном объеме.

В настоящее время экономика спорта переросла в комплексную науку, со многими направлениями и вспомогательными дисциплинами, структура которой представлена на рис.1.

Рис.1.3. Структура экономики спорта в классификации по уровням функционирования.
Рис.1. Структура экономики спорта в классификации по уровням функционирования.

В системе градации по уровням функционирования экономики спорта наиболее удобна классификация по двум признакам – по величине хозяйствующих субъектов, действующих в системе физкультурно-спортивных отношений, и по подразделению на профессиональный (коммерческий) и массовый (любительский или некоммерческий) спорт. Основные различия по линии водораздела между коммерческим и некоммерческим спортом проходит по типам потребностей и потребителей.

В части любительского спорта основными потребностями являются запросы эстетического, оздоровительного и развлекательного характера – люди хотят быть привлекательными, здоровыми и энергичными. Спортивные игры позволяют также интересно и с пользой для здоровья проводить свободное время. Что же касается коммерческого спорта, то главные потребности в данной сфере связаны, в основном, с ведением предпринимательской деятельности. Одна сторона в лице атлетов, тренеров, производителей спортивных товаров и услуг, заинтересована в получении прибыли и самореализации, другая сторона, в лице любителей спорта, предъявляет спрос на зрелища.

Иногда удобной бывает классификация по экономике видов спорта, которые подчас радикально отличаются друг от друга. Например, экономика футбола резко отличается от экономики автоспорта или, скажем, экономики шахмат. Таким образом, мы приходим к градации видов спорта по стоимости, затратам, инвестициям и иным экономическим показателям.

Другой тип классификации связан с локацией экономики спорта в системе других гуманитарных наук, определения ее функций и междисциплинарных связей (см. рис.2).

Рис.1.4. Экономика спорта в системе научного знания и бизнеса.
Рис.2. Экономика спорта в системе научного знания и бизнеса.

Для того, чтобы в полной мере выполнять свои функции и указывать верные пути развития массового и профессионального спорта, экономике спорта необходимы соответствующие возможности, средства и инструментарий.

Основными функциями экономики спорта являются:

  • сбор фактического и статистического материала, касающегося отрасли физической культуры и спорта;
  • обработка полученных данных, их систематизация и классификация, объяснение и интерпретация в рамках создаваемых теорий и моделей:
  • верификация теоретических концепций, их критический анализ и модернизация; переход к качественно новым категориям и научным построениям на базе рабочих гипотез;
  • распространение знаний по экономике спорта для широких кругов общественности и научных сообществ, работающих в пограничных и смежных областях;
  • подготовка квалифицированных исследователей для экономики спорта;
  • составление прогнозов экономического развития национальной и мировой системы физической культуры и спорта;
  • выдача практических рекомендаций для бизнеса, органов власти и управления по формированию сбалансированной и эффективной отрасли оздоровительно-массового и профессионального спорта.
Галкин В.В.
Галкин В.В.

См.: Галкин В.В. Экономика спорта: экспресс-курс

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*