Экономические реформы в России начала 1990-х гг.

Время, прошедшее  после событий августа 1991 года, в историко-экономическом отношении можно подразделить на два разноплановых периода: 1-й  период – экономический  кризис  начала  90-х  гг.:  высокий  уровень  падения производства,  бюджетный  дефицит,  инфляция  и  т.п.,  который  завершился  финансовым кризисом и дефолтом 1998 г.; и 2-й  период – с  1999  г.  и  до  наших  дней:  постепенная  стабилизация  экономики, экономический рост, профицит государственного бюджета, снижение инфляции и пр.

Условно  говоря,  можно  первый  период  назвать  «периодом  правления  президента Бориса  Ельцина»,  а  второй – «периодом  правления  президента  Владимира  Путина», которого,  надо  сказать,  первый  сделал  своим  «преемником»  (премьер — министром)  и «вывел» в президенты.

Мы  остановимся  в  этой  главе  на  первом  периоде,  а  в  следующей – дадим характеристику второго периода в развитии страны. В  послеавгустовское  время  встал  вопрос  о  том,  кто  будет  проводить  экономические реформы  в  стране.  Существовало  несколько  групп  экономистов  (и  политиков),  способных возглавить  этот  процесс  Б.  Ельцин,  после  двухмесячного  затишья,  объявил,  что  вице -премьером правительства назначается Егор Гайдар — молодой доктор экономических наук, у которого  была  своя  команда  единомышленников,  как  он  образно  напишет  впоследствии -команда «камикадзе».

«К  концу 1991  г.  мы  имели,- как  пишет  Е.  Гайдар,- гибрид  бюрократического  и экономического  рынка  (преобладал  первый),  имели,  почти  законченное  здание номенклатурного  капитализма  Господствовала  идеальная  для  бюрократического капитализма  форма — лжегосударственная  форма  деятельности  частного  капитала.  В политической  сфере — гибрид  советской  и  президентской  форм  правления,  республика посткоммунистическая и преддемократическая. И пока господствующие классы решали свои проблемы, народное хозяйство разорялось дотла, выпускалось много ненужной продукции, магазины  были  пусты,  деньги  (советские  дензнаки)  не  работали,  приказы  не  выполнялись, нарастало ощущение «последнего дня».

Было, как считает Гайдар, два выхода из сложившейся ситуации: 1) социальный взрыв с  новой  диктатурой  и  2)  «расшивание»  социального  пространства,  переход  от бюрократического  рынка  к  открытому  рынку,  от  «номенклатурной»  приватизации — к открытой,  демократической,  от  государственно-монополистического  капитализма — к «открытому» капитализму.

Правительство, начиная с 1. 01.1992 г., частично в силу объективных условий, частично под  влияние  теоретических  концепции  (экономических  реформ  в  Польше,  советов американского  экономиста  Дж.Сакса)  стало  проводить  в  жизнь  курс  на  преобразование экономики  в  жестком  радикально-либеральном  ключе.  При  этом  никакой  официально принятой программы экономических реформ принято не было. Президент Б. Ельцин лишь в общей  форме  объявил  28.10.1991  г.  о  цели  нового  правительства:  переход  к  рыночной экономике  и  достижение  макроэкономической  стабилизации.  Первая  же  программа  правительства была подготовлена для вступления России в Международный валютный фонд и опубликована в марте 1992 г.: «Меморандум правительства России: Основные направления экономической  политики Российской  Федерации».

В Меморандуме  делается  акцент  на  необходимости  проведения  либерализации  цен  и  жесткой  бюджетной  и  антиинфляционной политики,  ограничении  доходов  населения  и  ликвидации  излишней  денежной  массы, введении  системы  единого  обменного  курса  и  устранении  экспортных квот и  лицензий  (за исключением  энергоносителей),  подготовки  проекта  массовой  приватизации государственной  собственности  (но  без  допуска  рабочих  к  контрольному  пакету  акций), создания  благоприятных  условий  для  привлечения  в  страну  иностранного  капитала  и последующего  вывоза  прибылей  за  границу.  Все  вместе  взятые  эти  меры,  по  сравнению  с бездействием прежнего союзного правительства или с политикой  «перетягиванием каната» между  правительством  Союза  ССР  и  Российской  Федерации,  действительно  представляли вариант «шоковой терапии».

В  январе  1992  г.  были  отпущены  цены  на  большинство  предметов  потребления  и средств  производства,  весной  утверждена  программа  приватизации,  вышел  указ  о  свободе торговли  (включая  внешнюю)  и  введена  конвертируемость  рубля.  Эти  меры  как холодный душ  обрушились  на  население  и  усилили  материальное  неблагополучие  в  обществе, способствовали росту нищеты. К тому же президент Б. Ельцин, явно с подачи вице-премьера правительства,  имел  неосторожность  объявить  обществу  о  том,  что  к  концу  1992  г.  цены возрастут в 2-3 раза, затем начнется стабилизация экономики.

Под  влиянием  опыта  проведения  реального  курса  экономической  политики,  его критики  в  Верховном  Совете  и  СМИ  правительство  осенью  1992  г.  представило  в  ВС  РФ «Программу  углубления  экономических реформ»,  которая  включала  10  разделов.  В  них даётся анализ ситуации и основных экономических проблем, формулируются цели политики правительства,  и    конструируется    концепция    углубления    реформ,    показываются макроэкономические  предпосылки  выхода  из  кризиса  и  дается  характеристика  основных, направлений  экономической  политики  государства.  Специально  выделяются  планы, прогнозы и схемы, направленные на выполнение предлагаемой программы.

Следует  отметить,  что  программа  четко  формулирует  цель  проведения реформ -экономическое,  социальное  и  духовное  возрождение  России,  рост  и  процветание отечественной  экономики,  обеспечение  на  этой  основе  благосостояния  и  свободы  ее граждан, развитие демократических институтов, укрепление российской государственности.

Под  этими  целевыми  установками  мог  подписаться  самый  активный  противник гайдаровских преобразований. В своей деятельности правительство, как говорится дальше в программе,  исходит  из  абсолютного  приоритета  неразрывной  триады:  эффективная экономика — свободная  личность — великая  Россия.  В  качестве  средства  достижения поставленных  целей  предлагалось  форсирование  эффективной  рыночной  экономики, глубокое  преобразование  социальных  институтов,  поощряющих  инициативу  и предпринимательство.  Более  того,  специально  выделены слова:  «основными  движущими силами рыночного хозяйства являются предпринимательство и конкуренция, основанные на частной собственности».

Авторы  программы  предлагают  решить  весь  комплекс  экономических  проблем  в  три этапа.  На  первой  этапе  (1992-1993  гг.)  главным  приоритетом  экономической  политики являются либерализация и финансовая стабилизация экономики. На втором (1994-1995 гг.) -осуществляются  институциональные  изменения,  направленные  на  создание  условий  для развития  предпринимательства  и  конкуренции  (в первую  очередь — приватизация госсобственности),  начинается  структурная  перестройка  народного  хозяйства  и  реформа социальной  системы.

На  третьем  этапе  (после  1995  г.)  главным  приоритетом  является реконструкция  экономики  и  берется  курс  на  повышение  темпов  экономического  роста  (не менее  3-4  %  в  год).  Необходимо  было  подробно  остановиться  на  характеристике центральных  положений  правительственной  Программы  1992  г.,  которая  была  принята  в 1993 г. под названием «Развитие реформ и стабилизация российской экономики », для того чтобы  понять  «заявление  о  намерениях  правительства».  Из  них  можно  сделать  следующие выводы.

Во-первых, перед нами типичная стабилизационная программа «шоковой терапии».

Во-вторых,  удалось  реализовать  (правда,  новому  правительству)  лишь  программ у приватизации,  кстати  сказать,  в  пользу  нуворишей  и  олигархов.

В-третьих,  структурная перестройка  экономики  и  реформа  социальной  системы  осуществилась  с  точностью  до наоборот: произошла деиндустриализация страны и падение жизненного уровня граждан.

В-четвертых, выход на скромные параметры экономического роста задержался после 1995 г. на пять лет и этому способствовал финансовый кризис 1998 г. и высокий рост цен на нефть на мировой  рынке.

Таким  образом,  можно  сделать  общий  вывод:  по  основным  параметрам экономическая  программа  правительства  была  малореальной  и  невыполнимой,  т.е.  носила популистский характер.

Самому и.о. премьер -министра Е. Гайдару пришлось уйти в декабре 1992 г. в отставку как по профессиональным соображениям (заявленная стабилизация экономики к концу года не  состоялась),  так  и  по  политическим  причинам,  оппозиция,  центром  которой  стал  Съезд народных  депутатов  и  ВС  РФ,  требовала  внесения  существенных  коррективов  в правительственный курс экономической политики. Лейтмотив предложений ВС сводился к тому,  что,  согласно  постановлению  Съезда  народных  депутатов  «О  ходе  экономической реформы в РФ», необходимо было снизить темпы проводимых реформ, сократить налоги и одновременно усилить социальную защиту населения, осуществить поддержку предприятий госсектора,  дать  приоритет  развитию  отечественного  предпринимательства  перед  зарубежными  фирмами  и  сориентировать  внешнеэкономическую  политику  в  сторону  более жесткого протекционизма.

Правительственный  кризис  конца  1992  г.  разрешился  путем  компромисса.  В обновленном  правительстве,  которое  возглавил  крупный  в  прошлом  хозяйственник  В.Черномырдин,  наряду  с  появлением  новых  людей  из  старой  «номенклатурной  обоймы», курирующих  базовые  народно-хозяйственные  комплексы,  осталось  несколько  министров радикально-либеральной  ориентации.  Лишь  получив  на  VI  Съезде  народных  депутатов «ускорение»  от  оппозиции,  президент  и  его  правительство  приняли  в  пожарном  порядке решения  по  борьбе  с  коррупцией,  меры  по  повышению  минимальной  оплаты  труда  и введению  индексации заработной платы  работников  бюджетных  организаций, изменения  в программе приватизации госсектора.

Однако  оппозиция,  группировавшаяся  вокруг  ВС  РФ,  продолжали  навязывать президенту свое понимание и представление о политической судьбе страны и экономических реформах  (в  которых,  надо  сказать,  было  много  рационального).  Кризис  не  разрешился  в результате  референдума  25  апреля  1993  г.,  на  котором  было  подтверждена  легитимность института президентской власти в России и оказано личное доверие Б. Ельцину в проведении им  экономической  политики,  направленной  на  реформирование  российской  экономики.

Потребовались  досрочные  парламентские  выборы  и  референдум  по  новой  Конституции государства, а также события октября 1993 г., связанные с ликвидацией  «власти Советов», чтобы  открыть  для  страны  путь  подлинных  рыночных,  т.е.  капиталистических преобразований.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*