Экономические проблемы в странах социалистического лагеря

Доставшаяся  дорогой  ценой  победа  советской армии  в  1945  г.  позволила  СССР расширить свои границы и получить часть территорий, потерянных Россией в ходе первой мировой войны. Речь идет не только о Прибалтийских республиках, но и о части Белоруссии, отобранной  у  Румынии,  и  о  польских  землях,  отошедших  Советскому  Союзу  и  компенсированных  за  счет  Германии.  Кроме  пересмотра  границ  в  пользу  СССР,  основным событием  второй  половины  40-х  гг.  можно  считать  выход  социализма  за  пределы  одной страны  и  создание  социалистического  лагеря,  включавшего  не  только  восемь  стран Восточной Европы: Албанию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Чехословакию, Югославию, но и континентальный Китай.

Таким образом, военному успеху сопутствовал и идеологический успех. Он проявился в  глубоких  преобразованиях,  затронувших  экономику  всех  указанных  стран,  в  частности методы  ее  регулирования.  Вопреки  распространенному  мнению,  в  странах  Восточной Европы  социализм  не  был  установлен  за  один  день,  и  этот  процесс  не  всегда  принимал форму государственного переворота, как это случилось в Праге (Чехословакия) в 1948 г. В большинстве  случаев  после  освобождения  от  фашистской  оккупации  возникали политические  дискуссии  и  конфликты,  в  ходе  которых  коммунистические  партии постепенно завоевывали господствующие позиции, часто прибегая к методам борьбы, весьма далеким  от  принципов  демократии.  Только  позднее,  в  начале  50-х  гг.  в  этих  странах распространилась сталинская модель плановой экономики.

Среди  центральноевропейских  стран,  оккупированных  Германией,  только  две – Албания  и  Югославия – практически  самостоятельно  изгнали  захватчиков  благодаря движению  сопротивления,  возглавляемому  коммунистами.  Иначе дело  обстояло  в  других странах. Только после укрепления политического режима в правительстве стран Восточной Европы начинали применять методы управления, рекомендованные СССР. Многочисленные ограничения свобод и лишения, которыми сопровождалось строительство социализма в этих странах,  явились  причиной  ряда  волнений,  наиболее  значительные  из  них  имели  место  в Восточной Германии в 1953 г. Венгрии и Польше в 1956 г.

Таким образом, новая система государств развивалась противоречиво. На ее счету было энергичное восстановление  народного  хозяйства  после  войны,  бурное  развитие производительных  сил,  с  одной  стороны,  и  неудовлетворенность  народных  масс  своим социальным  положением,  политическими  порядками,  декоративный  характер демократических институтов, нарушение законности и нравственных начал в политике, — с другой. Навязанная  извне  социально-экономическая  система  разорвала  вековые  европейские связи  стран,  вошедших  в  социалистический  лагерь,  нарушила  традиции  национальной экономики. Оказался во многом деформирован сам уклад жизни миллионов людей. Всё это не  могло  не  сказаться на  естественном  тяготении  к  общеевропейскому  процессу.  И  тем  не менее,  наличие  двух  мировых  систем,  их  взаимоотношения  явились  решающим  фактором мирового  процесса  в  течение  десятилетий.  Именно  их  противостояние  наложило  свой отпечаток на другие явления общественной жизни.

Как происходило развитие стран социалистического лагеря в период его становления? Рассмотрим  чисто  экономические  аспекты  становления  двух  наиболее  различающихся моделей социалистической экономики – югославского и китайского вариантов социализма. В  Югославии  была  попытка  организации  самоуправления.  Утвердив  свое господствующее  положение  в  стране  после  окончания  второй  мировой  войны,  Союз коммунистов  Югославии  начал  использовать  методы  директивного  централизованного планирования  и  управления  экономикой.  Средства  производства  в  значительной  степени были  национализированы;  однако  в  частном  секторе  оставались  небольшие  сельскохозяйственные  предприятия  и  мастерские  ремесленников.  Тяжелая  промышленность  стала приоритетной  отраслью  экономики.  Но  равнение  на  СССР  продолжалось  недолго.  В результате  вмешательства  Советского  Союза  в  дела  Югославии  она  освободилась  от  его опеки.

Самоуправление,  утвердившееся в стране, представляло собой отход государственной формы  собственности.  Обобществление  собственности  не  обязательно  связано  с  ее переходом  в  руки  государства  или  с  централизацией  управления  экономикой.  Владельцем собственности  становится  трудовой  коллектив.  Работники  промышленного предприятия, фермы  становятся  совладельцами  своего  предприятия  и  совместно  управляют  ею посредством  выборного  органа,  подотчетного  общему  собранию  трудового  коллектива. Осуществление  этих  принципов  потребовало  немало  времени.  Они  были  провозглашены  в «Основном законе» 1950 г., где говорилось об «общественной собственности», а затем стали постепенно претворяться на практике.

С точки зрения экономики это выразилось в фактическом отказе от централизованного директивного планирования. Но это не всегда способствовало рациональному расходованию средств,  так  как  отдельные  предприятия  получали  возможность  вести  с  позиции  силы переговоры с государственными учреждениями, тем более что принцип децентрализованной общественной собственности давал им законное основание для такого поведения.

Как  оказалось,  самоуправление  не  обязательно  способствует  повышению эффективности работы. Хотя югославская экономическая модель в целом была более гибкая, чем  советская  модель  ведения  хозяйства,  тем  не  менее  оказалось,  что  и  ее  возможности весьма ограничены. В том и другом случае работники не были заинтересованы в повышении производительности  труда,  что  очень  скоро  привело  к  значительной  текучести  кадров.  В любом  коллективе  находилось  немало  работников,  стремившихся  свести  к  минимуму свой личный трудовой вклад и рассчитывавших на трудовой вклад своих товарищей. Таким  образом:  самоуправление  не  гарантировало  еще  само  по  себе  решение проблемы оптимального определения или достижения общественного прогресса.

Как и в других новых социалистических странах, компартия Китая взяла в свои руки все  рычаги  власти  и  стала  претворять  в  жизнь  советские  принципы  строительства  новой

жизни. Коллективизация  китайской  деревни  проходила  в  несколько  этапов.  Вначале  были конфискованы крупные землевладения, а также собственность «реакционеров» и брошенные земли  европейцев,  американцев  и  японцев.  Конфискованные  участки  земли  были перераспределены между бедными крестьянами, чтобы  укрепить социальную базу режима. Это  стало  одной  из  причин  коллективизации  сельского  хозяйства.  Земля  оставалась  в частной собственности, что вело к усилению имущественного неравенства в деревне, так же, как  это  было  в  период  зарождения  кулачества  в  СССР.  Стремление  ускорить  ход  истории привело  к  объединению  крестьянских  семей  в  товарищества.  В  распоряжении  крестьян оставались  только  небольшие  индивидуальные    участки  земли.  Таким  образом, восторжествовала логика советской модели организации сельского хозяйства.

Индустриализация  и  планирование  также  полностью  соответствовали  советской модели  социализма.  Началось  строительство  металлургических  и  металлообрабатывающих заводов.  Все  крупные  промышленные  предприятия  были  собственностью  государства. Однако  государство  распространило  свое  влияние  также  на  кустарную  промышленность  и мелкую торговлю,  которые  затем  были  национализированы.  Наиболее  господствующей идеологии  маоизма  стал  «Большой  скачок».  Он  иллюстрирует  как  политическую  основу политики Мао Цзэдуна, так и его чрезмерные экономические амбиции.

Официально объявленный в мае 1958 г. «Большой скачок» должен был способствовать преодолению  технической  и  материальной  отсталости  сферы  производства  благодаря максимальной  экономической  и  идеологической  мобилизации  народных  масс.  В  рамках «народных коммун» были обобществлены не только средства производства, но и предметы потребления.  Семимильными  шагами  страна  приближалась  к  коммунизму.  После достижения  некоторых  успехов,  негативное  влияние  такой  мобилизации  усилий  народа проявилось с огромной силой.

Выполненные  поспешно  работы  по  обустройству  территории  и  строительству ирригационных  систем  оставляли  желать  лучшего,  а  истощение  сил  трудящихся  и  их недоверие к процессу  коллективизации привели к серьезному падению производства.  1959-1961  гг.,  были  отмечены  неурожаями  и  даже  голодом  в  ряде  регионов  Китая.  Согласно оценкам,  от  10  до  13  млн. человек  погибли  от  истощения  и  недоедания,  а  уровень рождаемости резко уменьшился. В целом, демографические потери составили около 50 млн. чел., сельскохозяйственное  производство  было  дезорганизовано,  даже  промышленное производство  сократилось  на  43%.  В  итоге  «Большой  скачок»  обернулся  значительным откатом назад для китайской экономики.

В 1950-е гг. был единственный период, в отношении которого имеются статистические данные  по  всем  странам  социализма. В  это  время  были  отмечены  стабильные  темпы экономического роста. Существенный прогресс, достигнутый социалистическими, странами в  этот  период,  во  многом  объясняется  послевоенным  восстановлением  разрушенной экономики.  Следует  также, учитывать, что  модель  экономического  роста,  свойственная социалистической плановой экономике, всегда обращена в будущее. Она  характеризуется  высоким  уровнем  инвестиций  по  сравнению  с  ростом производства.  Речь  идет  о  «спартанском»  способе  ведения  народного  хозяйства,  когда относительно  медленно  растет  производство  предметов  потребления,  отраслей  так называемой  группы  «Б»,  а  приоритет  отдается  производству  средств  производства,  т.е. отраслям группы «А». Опережающие темпы развития отраслей группы «А» Опережающие  темпы  развития  группы  «А»  отмечались  во  всех  странах  Восточной Европы,  где  эталоном  стала  советская  экономическая  модель.  В  то  же  время  происходит переориентация  внешней  торговли  этих  стран:  СССР  становится  их  основным  торговым партнером.

Таким  образом,  в  1950-е  годы  социалистические  страны  представляли  собой однородный  иерархизированный  блок.  В  каждой  стране  применялась  аналогичная  техника директивного  планирования.  Социалистической  логике  подчинялись  также  и  их внешнеэкономические  связи.  Частная  собственность  на  средства производства  была практически  ликвидирована.  Начиная  с  1950  г.,  доля  государственного  сектора  в промышленном  производстве  стала  превышать  90%  (за  исключением  ГДР,  где  она составляла  75%).  В  сельскохозяйственном  секторе  кооперативы,  созданные  по  образцу советских коллективных хозяйств, производили в 1960 г. 70-80% продукции (в ГДР их доля составляла  42%).  Только  Польша  составляла  исключение:  частный  сектор  обеспечивал  там более 80% всей продукции.

Наконец, необходимо было мобилизовать всю наличную рабочую силу и направить ее в  приоритетные  сферы  производства  в  соответствии  с  государственным  планом.  С  этой целью  стимулируется  рост  числа  лиц,  работающих  по  найму,  в  частности,  происходит вовлечение женщин в общественное производство. Таким образом, происходит перелив рабочей  силы  из  традиционных  секторов,  сельского  хозяйства,  ремесленничества  и  мелкой торговли, в промышленность и строительство.

 

 

Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. —  320 с.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*