Денежное обеспечение нижних чинов российской армии во второй половине XIX в.

В современной России особое внимание уделяется изучению проблем местного управления. Опыт работы губернской администрации дореволюционной России может помочь в понимании и разрешении проблем в сфере управления в нынешней России.

В современной России много делается для повышения уровня жизни населения: повышаются зарплаты, пенсии и пособия бюджетникам, военным и другим категориям. В дореволюционной России также существовала система социального обеспечения, защищавшая часть населения страны. В настоящей статье рассматриваются размеры пенсий нижним воинским чинам (отставным солдатам) и денежных пособий их семьям. Источниковую базу статьи составляют фонды Государственного архива Ульяновской области содержащие информацию о размерах денежного обеспечения нижних чинов.

Система призрения (социального обеспечения), правительственной и частной поддержки отставных военнослужащих и военных инвалидов не имела в России значительной исторической традиции. Только в XVII в. начали издаваться специальные законодательные акты, регламентирующие некоторые стороны социальной защиты семей военнослужащих. Первые сведения о назначении пособий воинским чинам российской армии относятся к указу Петра I, изданному в 1716 г. По нему «офицеры, неспособные к службе в полевых войсках, переводились в гарнизон или определялись по губерниям на гражданские места или, наконец, получали определенное жалованье до самой их смерти» [11], хотя оно первоначально касалось только морских чинов.

Пенсионный устав для сухопутных войск был издан лишь в 1763 году. К концу царствования Александра I начались работы по объединению всех отдельных пенсионных положений в один общий устав, который был объявлен уже при Николае I 6 декабря 1827 года. Данный устав в главных положениях сохранил силу до 1917 года.

Первоначально в России в XVIII в. помощь (предоставление натуральных льгот и привилегий) оказывалась нижним чинам (солдатам), пострадавшим на войне, – увечным воинам, инвалидам, потерявшим трудоспособность, а также членам их семей. В XIX в. выходили нормативные акты, регламентировавшие социальный статус и поддержку семей отставных солдат, а также солдатских детей (кантонистов, солдатских девок и сирот из семей отставных военнослужащих) [12].

Первые сведения об отставных солдатах появились еще во второй половине XIX в. в сборниках отдельных ведомств [1] или в статистических обзорах. Так «Так, в историческом очерке о министерстве государственных имуществ была охарактеризована система призрения отставных солдат в государственной деревне» [12]. Историко-правовые аспекты выхода солдат в отставку проанализированы в работе П.Н. Заусцинского [10]. На протяжении XX века проблеме изучения социально-экономическому положению отставных военных уделено много внимания [9].

Однако данная проблема еще себя не исчерпала. После реформ 60-70-х гг. XIX в. в ведении созданных земств стала относиться выдача пенсий нижним воинским чинам и денежных пособий их семьям, однако решения земств по этому вопросу часто оспаривались губернским правлением и губернатором. Существовало ряд ограничений, при наличии которых пенсии и пособия не выдавались, которыми губернатор пользовался в целям наименьшей траты бюджета на выплату пенсий нижним воинским чинам и денежных пособий их семьям. Губернатор распоряжался назначением пенсий из инвалидного капитала воинским нижним чинам или их семьям, «солдатским детям и сиротам пособие не полагалось, а также если отставной военный покалечился на уже находясь в отставке, а не на службе, то ему также отказывалось в получении ежемесячного денежного пособия» [5, л. 59], по три рубля в месяц.

Но не все так было просто, не все военные, желающие иметь пенсию, в размере жалких трех рублей, могли ее получить. Пенсии по инвалидности выдавались лишь в том случае, если увечье было получено в период службы. Если же увечье получено после выхода в отставку, то нижним чинам запаса отказывалось в получении ежемесячного денежного пособия от земства. Губернское правление, а если быть честными, то губернатор, как мог, затягивал процесс определения, кто достоин пенсии, а кто нет. Даже запросы Министерства военных дел не давали результатов. Например, «в 1878 г. из 412 поданных заявлений было удовлетворено лишь 53» [4, лл. 50-52]. Те, кто не был включен в список лиц, получающих ежемесячную пенсию, имел возможность «подработать», конвоиром при арестантах гражданского ведомства, высылаемых на работы в места заключения. За эту работу устанавливалась определенная плата.

В ведении губернатора находилась и выплата денежных пособий женам и вдовам (солдатским детям пособия не полагались), нижних военных чинов «в размере от 1 руб. 28 коп. до 6 руб. 40 к. на одно лицо в месяц» [2, л. 49]. Денежные пособия выдавались при наличии малолетних детей, при отсутствии средств к пропитанию, в виде денег или остатков от предыдущего урожая, скотины или работы, или недвижимого имущества, а так же при отсутствии родственников, которые могли бы приютить у себя вдову и детей. Пособие полагалось нищим, без определенного места жительства людям! «В 1878 г. прошений поступило 59 – отказано 48-ми, по известным причинам. В 1879 г. из 40 прошений удовлетворено только 20» [3, л. 50]. В 1878 г. было выдано земских денежных пособий семьям нижних чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное 148 время на службу девяти семьям в губернии, «на сумму 642 руб. 81 коп. (для сравнения в 1877 г. земских денежных пособий было выдано на сумму 16.777 руб. 74 коп.)» [3, л. 50]. Прослеживается тенденция к уменьшению количества выдаваемых пособий, либо средств городского бюджета на эти цели, либо увеличение мастерства чиновников Губернского правления в выискивании причин, дающих право не выдавать денежные пособия.

После контрреформ в ведении губернатора и губернского правления по-прежнему была выплата денежных пенсий и пособий жёнам и вдовам нижних военных чинов. Тенденция к уменьшению количества выдаваемых пенсий и пособий сохранилась. Губернское присутствие старалось выдавать как можно меньше пенсий. Предпочтение отдавались единовременным пособиям в размере 3-х рублей, и те выдавались только после изучения характера увечий полученных нижними военными чинами во время войны.

В 1880-82 гг. пособия были выданы нижним чинам, которые во время войны лишились «членов или зрения вследствие болезни или несчастных случаев». «Из 36 прошений было удовлетворено 9, из которых пособия в размере 3-х рублей получили 7 человек, и двое получили пенсию в размере 57 руб. в год (8;6-23). В 1885 г. из 20 прошений на выдачу пособий было удовлетворено лишь три (большинству отказано по известным причинам)» [6, л. 3]. В конце 80-х гг. XIX века в Симбирском губернском правлении, из-за упрощения делопроизводства по назначению ежемесячных пособий, в соответствии с циркулярным распоряжением от 4 февраля 1887 г., за № 866, «в паспортах вдов должно быть обозначено о вхождении их мужей в сельские, мещанские или ремесленные общества» [8, л. 1].

Таким образом, если они при жизни не состояли в этих обществах, то после смерти вдовы нижних воинских чинов не могли получать данные пособия. Анализ практики выдачи пенсий нижним воинским чинам и денежных пособий их семьям позволил зафиксировать ее следующие характерные черты:

1) на протяжении второй половины XIX в. прослеживается тенденция к уменьшению количества выдаваемых пособий солдатам и их вдовам;

2) не все военные инвалиды и ветераны могли получить заслуженное пособие. Существовал ряд критериев, которые ограничивали его выдачу, но даже если инвалид и имел право на получение пособие, губернское начальство могло просто отказать, без объяснения причины;

3) право на пособие, помимо самих инвалидов, имели вдовы и жены солдат, однако дети, оставшиеся сиротами, под категорию нуждающихся не попадали;

Автор: Соловьева Е.А.

Литература:

1. Варадинов Н. История Министерства Внутренних Дел. – Ч. 3. – Кн. 2. – СПб., 1862; Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича (1855-1880 гг.). Т. 2. СПб., 1879.

2. ГАУО, ф. 76, оп. 1, д. 163, л. 49

3. Там же, л. 50

4. Там же, лл. 50-52

5. ГАУО, ф. 76, оп. 2, д. 259, л. 59 149

6. ГАУО, Ф. 76, Оп. 2, Д. 658, л. 3.

7. ГАУО, ф. 76, оп. 5, д. 39. лл. 6-28

8. ГАУО, ф. 88, оп. 5, д. 215, л. 1

9. Герасимова, Ю. И. Крестьянское движение в России в 1844-1849 гг. // Исторические записки. М., Т. 50. С. 230; Найденов, М. Классовая борьба в пореформенной деревне (1861-1863 гг.). М., 1955. С. 98-99 и др.; Александров, В. А. Сельская община в России (XVII – начало XIX в.). М., 1976; Форсова В. В. Общественное призрение военных и их семей в дооктябрьской России // Вестник РАН,1996. Т. 66. № 8. С. 750-758; Яременко В. А. Социальная защищенность военных чинов в России до 1917 г. // Новая и новейшая ис- тория. 2005. № 4. С. 177-183; Чиненный С. А. Пенсия не милость, а долг государства // Военно-исторический журнал. 1999. № 5. С. 59-67.; Попов Ю. М. Зарождение системы социальной защиты военнослужащих (XVIII в.) // Воронежский вестник архивиста. Вып. 2. Воронеж, 2004. С. 133-152.; Щербинина Ю.В. Особенности формирования системы социальной защиты военнослужащих в XVIII-XIX вв. // Гуманитарные науки: проблемы и решения. Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 3. СПб., 2005. С. 91-93; Ее же. Участие отставных и бессрочноотпускных солдат в социальном протесте в российской провинции в XIX в. // Общество и государство в России: Традиции, современность, перспективы: Сб. науч. ст. Вып. 2. Тамбов, 2006. С. 35-45; Ее же. Монастырское призрение отставных солдат в Рос- сии в XVII – XVIII вв. // Православная история и традиционная история Тамбовского края: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. Тамбов, 2007. С. 109-112; Ее же. Влаcть, обще- ство и военные инвалиды в XVIII в. // Армия и общество в российской истории XVIII – XX вв.: сб. трудов междун. науч. конф. Тамбов, 2007. С. 61-66; Соколов А.Р. Благотвори- тельность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX в.). Научное издание. СПб., 2006.

10. Заусцинский, П. Кодификация русского военного законодательства в связи с историей развития русского войска до реформ XIX в. СПб., 1909.

11. Пенсионное обеспечение российской императорской армии [Электронный ресурс] // Международная военно-историческая ассоциация. Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18. URL: http://imha.ru/2012/04/17/pensionnoe-obespechenie-rossiyskoy-imperatorskoyarmii.html#.UKSr3_uCmWw (дата обращения: 15.11.2012).

12. Щербинин П. П. Особенности социальной защиты ветеранов военной службы в Роcсийской империи в XVIII – начале ХХ в. [Электронный ресурс] // [The Peculiarities of Social Welfare for Military Service Veterans in the Russian Empire, XVIIIth through early XXth Centuries] », The Journal of Power Institutions in Post-Soviet Societies [Online], Issue 6/7 | 2007, Online since 20 December 2007, connection on 14 November 2012. URL: http://pipss.revues.org/973 (дата обращения: 15.11.2012)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*