Борьба с контрабандой

Мировой практикой таможенного дела выработан комплекс методов, предотвращающих или затрудняющих незаконный провоз товара через экономическую границу государства. Термин «незаконный провоз», употребляемый нами по отношению к пересечению таможенной границы, следует в современных условиях трактовать расширительно, поскольку сегодняшние контрабандисты применяют самые изощрённые и высокотехнологичные методы — начиная от прокладки туннелей под границей и заканчивая использованием специальных подводных лодок и беспилотников, как это принято в среде наркодилеров и торговцев оружием.

Условно контрабандные методы можно подразделить на экономические, организационные, контрольно-технические, информационные и специальные.

Экономические методы направлены на снижение хозяйственной эффективности контрабандных операций и уменьшение прибыльности незаконных экспортно-импортных операций. Например, если разница в ценах на бензин или сигареты в соседних государствах значительна, то это мотивирует приграничное население к контрабандным действиям. Если же разница в ценах уменьшается за счёт снижения акцизов в одной стране и повышения цен в другой, то с экономической точки зрения контрабанда теряет смысл.

Организационные методы, чаще всего, основаны на лицензировании участников внешнеэкономической деятельности для производства, ввоза, вывоза, переработки оптовой и розничной торговли. Применяется также система квотирования, когда каждое лицо, пересекающее таможенную границу, может провозить лишь заранее ограниченный набор товаров. То же самое может касаться и таможенного контроля интернет-торговли, когда посылки адресатам не могут превышать предельного веса (или за превышение взимается повышенная пошлина), или предельной стоимости (например, в 2000 евро).

Помимо этого, государство привлекает к решению задач по снижению контрабанды саморегулирующиеся бизнес-сообщества в лице союзов, ассоциаций, производственных и торговых объединений, осуществляющих регламентирование внешнеэкономических операций на основе внутренних правил и организационных процедур.

Контрольно-технические методы направлены на выявление контрабанды с помощью специальной маркировки, упаковки, технического оборудования, систем связи и слежения за перемещением товарных потоков и сопроводительной документации.

Информационные методы, как следует из названия, фокусируются на обеспечении таможенных органов и прочих участников внешнеэкономической деятельности достоверной и оперативной информацией о перемещаемых через границу товарах, о грузополучателях и грузоотправителях, о наличии необходимых сертификатов качества и лицензий, банковских и таможенных документов.

И, наконец, специальные методы представляют собой мероприятия агентурного и оперативно-розыскного характера, предупреждения и выявления контрабанды на стадиях планирования и непосредственного осуществления.

Использование комплекса указанных методов позволяет сократить, а в ряде случаев и полностью прекратить контрабанду. Для этого применяются мероприятия следующего характера.

1. Предпринимаются усилия по снижению экономической эффективности контрабандных операций. Так как истоки контрабанды кроются в извлечении сверхприбыли при реализации нелегально ввезенного или вывезенного товара, таможенной службой и другими контрольно-аналитическими ведомствами государства проводится анализ, какие элементы контрабанды приносят сверхдоходы. Если главной движущей силой контрабандных операций является уход от высоких налогов (НДС или акцизов), то рассматривается вопрос об их разумном снижении. Аналогичным образом поступают и в ситуации, когда неоправданно завышены таможенные сборы и пошлины.

Для усиления экономического воздействия на участников внешнеэкономической деятельности параллельно с указанными мерами могут быть ужесточены штрафные санкции, административная и уголовная ответственность за контрабанду. Такие шаги во многих случаях нормализуют ситуацию во внешней торговле, позволяют снизить объемы контрабанды до приемлемых значений. Снижение мотивации к нарушению закона происходит в данном случае за счет уменьшения прибыльности нелегальных внешнеторговых операций.

Очевидно, что для некоторых контрабандных товаров выше приведенная система мер не может быть применена − в частности, речь идет об оружии, наркотиках, взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществах. Однако по широкой номенклатуре потребительских и инвестиционных товаров экономические способы доказали свою эффективность.

2. Участникам ВЭД, добросовестно выполняющим все необходимые предписания таможенной службы, правильно оформляющим финансовую и товарно-транспортную документацию, точно и своевременно перечисляющих в бюджет надлежащие таможенные платежи и налоги, присваивается особый статус, который позволяет минимизировать контрольные процедуры. Высокая деловая репутация и особый статус добросовестных плательщиков удерживает многих участников ВЭД от контрабандных операций, которые могут подорвать не только наработанный годами деловой имидж, но и нанести серьезный ущерб основному бизнесу предприятия.

В свою очередь, подразделение всей совокупности предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции на различные сегменты, создает дополнительные возможности для сотрудников таможни сосредоточиться на наиболее проблемных и подозрительных участках внешнеэкономической деятельности, грешащих занижением таможенной стоимости товаров и замеченных в проведении контрабандных сделок.

3. В целях затруднения контрабанды законодательными актами и решениями правительства вводятся специальные метки и маркировки продукции, экспортируемой на внешние рынки или импортируемой из-за границы. Различные голографические знаки, штрих-коды, акцизные марки, радиометки ГЛОНАСС, которые наряду с печатями, фирменными бланками и упаковкой выполняют защитную и информационную функции. Контрабандистам гораздо труднее успешно проводить незаконные торговые операции без необходимой защитной маркировки. Конечно, все можно подделать – и печати, и голографические стикеры, и специальные штрих-кодовые обозначения. Однако разработка и изготовление подделок требует времени и значительных финансовых затрат, которые могут быть настолько значительными, что делают контрабанду экономически невыгодной.

4. Осложняют контрабанду и требования по наличию специальных лицензий для производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли того или иного вида продукции. Лицензирование означает введение правительством особого разрешительного порядка для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Например, внешняя торговля вооружениями может производиться не всяким предприятием, а только тем, кому государственный орган выдает специальное разрешение – лицензию. В лицензии указываются виды товаров, разрешенные к экспорту или импорту и сроки действия данного разрешения. Соответственно, в таможенной службе имеется полный перечень предприятий с действующей на текущий момент лицензией. Попытки нелицензированных участников ВЭД проводить торговые операции без государственной лицензии могут быть легко выявлены и пресечены.

5. В значительной степени затрудняют контрабанду мероприятия по улучшению информационных обменов между таможенной службой и всеми участниками ВЭД. К таким мероприятиям относятся:

— внедрение информационных технологий в сферу внешнеторговых операций, оперативный обмен данными между таможней и предприятиями – участниками ВЭД;

— оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения (заблаговременное декларирование);

— создание особой системы диспетчирования и отслеживания прохождения грузов с помощью спутниковой навигации (типа ГЛОНАСС, GPS или Галилео).

По всем указанным направлениям таможенные службы мира ведут планомерную работу, пытаясь снизить объемы контрабандных операций. Однако далеко не всем странам удается эффективно бороться с контрабандой, т.к. рассмотренные выше методы требуют подчас существенных затрат, квалифицированного персонала, правовых и организационных мероприятий, связанных с политическими взаимодействиями, инновационными и инвестиционными проблемами.

Помимо этого следует отметить и то обстоятельство, что контрабандисты всех мастей также совершенствуют свою деятельность, пытаясь воспрепятствовать обнаружению и изъятию незаконно экспортируемых или импортируемых товаров. В связи с этим следует подчеркнуть, что таможенным службам невозможно раз и навсегда решить проблему контрабанды разовым порядком. Искоренение контрабандных операций – процесс длительный и сложный, требующий квалифицированного труда, значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.

Контрабанда в России XVIII века

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*