Бизнес-планирование в литературной деятельности

Так же как и в других видах предпринимательской деятельности, планирование в литературной работе является одной из главных предпосылок и залогом успеха в писательском бизнесе. Без сформированной для себя оптимальной системы долговременного и краткосрочного планирования работа автора становится хаотичной и сумбурной, что само по себе редко приводит к позитивным результатам.

Конечно, вдохновение может придти к автору в любой момент, сюжетная линия выстроиться в гармоничную композицию одномоментным образом. И тогда статья или глава книги могут быть написаны в считанные часы. Однако озарение – дело случая, оно может и не появляться неделями и месяцами. А литературный труд требует ежедневных упражнений ума, постоянного обдумывания сюжетных ходов, характеров персонажей, динамики событий. Более того, такие жанры, как исторический роман, монография, научная и научно-популярная литература, требуют тщательной подготовительной работы, сбора и обработки материалов, их систематизации, классификации, трансляции на понятный массовому читателю язык. В перечисленных жанрах, а также в учебной, биографической, энциклопедической и иной литературе вдохновение должно накладываться на благодатную почву предварительной работы, обильно удобренной знаниями.

Вообще говоря, планирование в писательской деятельности может осуществляться как в мысленной форме, так и на бумаге. На наш взгляд, бумажный вариант предпочтительнее, так как четко сформулированные мысли, действия, сроки, перспективы, имеют свойство психологического якоря – они прочнее закрепляются в сознании и подсознании автора, в большей степени ориентируют его на размышления, анализ и практические действия. Принцип «verbavolantscriptamanent» («слова улетают, написанное остается»), выведенный еще во времена античности, действует как непреложная истина и в современном литературном труде.

Бизнес-планирование может осуществляться двумя основными путями:

— во-первых, писатель может все необходимые мероприятия по подготовке будущих действий осуществлять самостоятельно, без привлечения консультантов и третьих лиц;

— во-вторых, автор может подключить к процессу планирования профессионалов, которые помогут за определенное вознаграждение сформировать комплекс предполагаемых работ, который учтет все нюансы писательской работы и позволит получить достойное вознаграждение за свою работу.

Какой из вариантов избрать – решает сам автор в каждом конкретном случае. Но обычно привлечение внешних специалистов желательно и необходимо при вступлении писателя на незнакомую территорию – например, к изданию своих трудов на зарубежных рынках, при переводе литературного произведения на язык сценария и кино, издания аудиокниг, передачи прав на написание продолжений к своим произведениям и т.д.

Бизнес-планирование как часть общего планирования писательской работы всегда начинается с замысла – то есть мыслительной конструкции, проецирующей авторские идеи в будущее и предусматривающих их практическую реализацию в том или ином виде (см. рис.2).

Рис.2. Писательский замысел и его реализация.
Рис.2. Писательский замысел и его реализация.

Именно плодотворная идея бельгийского журналиста Жоржа Сименона написать серию романов о спокойном и вдумчивом комиссаре Мегрэ сделала его всемирно известным писателем. Издатель писателя, прочитавший его первые сочинения о Мегрэ, практически не сомневался в том, что избранная тематика и стиль изложения не понравятся читателю.

Однако как раз здесь Сименон попал в самый эпицентр читательского спроса. Романы о Мегрэ пользовались в Европе и за океаном огромной популярностью. И даже когда Сименон пробовал писать на другие темы, произведения без Мегрэ раскупались плохо и автор вынужден был раз за разом возвращаться к востребованному сюжету. Иными словами, не индивидуальный стиль писателя, не его слог, а именно замысел цикла романов с комиссаром Мегрэ, как главным действующим лицом, принесли ему мировую славу.

Замысел, таким образом, является важнейшим элементом и этапом в писательском бизнес-планировании. Изначально неудачный замысел ставит под вопрос коммерческую привлекательность издания, популярность данного сочинения в читательских кругах. И напротив, оригинальный, свежий замысел, идея, заложенная в будущее творение автора, заметно повышает шансы на будущий успех.

И все же общие идеи и замыслы могут так и остаться мыслительной конструкцией, если автор не продвинется дальше простых обдумываний и мечтаний. Уже на этапе принятия решения о реализации задуманного, автору следует переводить свои действия в конкретную плоскость, связанную с последующим составлением и реализацией бизнес-плана. Необходимо провести некоторые предварительные исследования читательских и книжных рынков, попытаться понять, какое место займет вновь созданное авторское творение в уже существующей линейке произведений.

Для этих целей очень удобно использовать Интернет. С помощью набора ключевых слов и предполагаемого названия книги (или статьи) в поисковых системах, можно выяснить, сколько и каких произведений по данной тематике уже существует, их место в книжных рейтингах, примерную цену, тиражи и тому подобную информацию. Полученные данные можно использовать как исходный материал для предварительной оценки будущей конкурентоспособности издаваемого произведения.

При проведении исследований читательского и книжного рынков автору следует придерживаться некоторых принципов, взятых из маркетинга и инновационного бизнеса. Они касаются, применительно к литературным рынкам, традиционной и новой тематики; рисков, связанных с консервативным и инновационным подходами, а также маркетинговыми стратегиями, ориентированными на продукт (книгу, статью), и ориентированными на читателя.

Поясним сказанное на простых примерах. Для коммерческого успеха литературного произведения очень важным обстоятельством является эксклюзивность (исключительность) издания на книжном рынке, его новизна как в части избранной темы, так и в аспекте точек зрения, высказанных автором, новизны и оригинальности подходов, привнесения чего-то своего, индивидуального, чего раньше не было совсем или было незаметно мало. Такая книга скорее обратит на себя внимание издателей и читательской аудитории, чем книга, написанная в традиционном стиле в русле устоявшейся тематики. Например, книг по политологии, посвященных методам ведения политической борьбы и избирательных кампаний на книжных рынках весьма много. Если автор пойдет традиционным путем и напишет еще одну книгу в традиционном стиле с небольшими нюансами, риски непринятия читателями нового произведения невелики. Однако и на громкий коммерческий успех рассчитывать вряд ли приходится, так как вновь созданное сочинение является ординарным и яркой индивидуальность не отличается.

Иное дело выбор темы, которая еще не проторена авторами. Например, выбирая тему «Политический бизнес», писатель исследует рынок и убеждается, что книги по данному вопросу никто не создал. Конечно, идти по неосвоенному пути ему будет сложнее, однако и потенциальный успех книги более реален из-за новизны тематики и авторских подходов. Следует также подчеркнуть значимость для коммерческого успеха названия литературного труда, которое бы, с одной стороны, отражало в полной мере содержание работы, с другой – привлекало читателя какими-либо особенностями (таинственностью, поэтичностью, юмором, парадоксальностью и т.д.).

Перейдем теперь к концепции ориентации на книгу (статью) и на читателя (потребителя). Отходя от маркетинговой терминологии, можно простыми словами объяснить ситуацию так: что делать вначале – писать книгу по своему вкусу, а потом пытаться ее продать, или заручиться вначале поддержкой и одобрением издателей, а уже потом приступать к написанию книги.

Обратимся к маркетинговой концепции ориентации на литературный продукт. Общая схема ее такова. Автору понравилась какая-либо идея, сюжет, жизненная ситуация, тема исследования, на основании которой он решил написать статью или книгу. Работая над сочинением какое-то время, писатель начинает задумываться над вопросом его опубликования – желательно с коммерческой выгодой. И тогда могут возникнуть непредвиденные проблемы – автор, потративший много труда и времени на свое творение, сталкивается с непониманием и бездушием издателей, которые либо вовсе отказываются опубликовать писательский продукт, либо соглашаются сделать это за символический гонорар. Автор, психологически не готовый к такому развитию событий и считающий, что его работа достойна большего, пытается оспорить решение издателей. В результате, чаще всего, нервотрепка, после чего у автора пропадает желание заниматься писательством.

Конечно, мы в определенной мере сознательно сгустили краски, рассматривая исход событий по пессимистическому сценарию. Исход может быть и более радостным. Тем не менее, следует отметить, что литературная работа без оглядки на будущий результат с точки зрения коммерческой составляющей весьма опрометчива. Риски слишком велики. Издатели, отказавшиеся принять сочинение, становятся непреодолимой преградой между писателем и читательской аудиторией.

В качестве ремарки надо отметить, что в последние годы выход даже для таких тупиковых ситуаций был найден. Отвергнутые писатели могут теперь публиковать на специализированных сайтах свои творения, минуя злокозненных издателей. По такому пути пошел в свое время ныне широко известный писатель Дмитрий Глуховский, роман которого «Метро-2033» никак не хотели брать издатели. Опубликовав произведение в Интернете, Глуховский завоевал сердца обширной читательской аудитории; по его роману был написан сценарий кинофильма, сделана компьютерная игра.

К сожалению, такое счастливое разрешение проблемы – достаточно редкое явление. Автор, обходящийся без бизнес-планирования всей писательской работы, начиная от стадии замысла и кончая продажей готового произведения издателям, берет на себя чрезмерные риски. Большая работа, проделанная им, может принести одни расстройства и разочарования.

Вторая упомянутая выше маркетинговая концепция – ориентации на читателя (или слушателя для аудиокниг) – предполагает диаметрально противоположный подход. Суть его заключается в том, чтобы не брать на себя риски неприятия литературного произведения издателями или потребительской аудиторией. В идеале автор должен продать издателям книгу, которой еще нет в природе, которая еще только будет написана. Если автору это сделать удается, то коммерческие риски переходят на плечи издателей.

Разумеется, издатели прекрасно осведомлены обо всех негативных последствиях, которые могут наступить при покупке несуществующего еще произведения. Поэтому данный вариант используется только в некоторых немногочисленных случаях – при большом желании заключить договор именно с этим автором, чтобы перебить предложения других издателей; при гарантированном сбыте напечатанных тиражей в связи с известностью и популярностью автора; при наличии спонсора и некоторых других обстоятельствах.

На практике часто используется комбинация из двух видов маркетинговых концепций – ориентации на книгу и на читателя. Назовем ее условно «смешанным подходом» или «маркетинг-микс». Использование смешанного подхода позволяет, с одной стороны, издателям не покупать кота в мешке, с другой – автору брать на себя большие риски неприятия рукописи.

Разумное сочетание интересов писателей и издателей образуется за счет того, что авторы не пишут сразу полностью свои произведения, а лишь подготавливают для них так называемое резюме – то есть дают общее описание содержания книги в сжатой форме (синопсис), представляют план книги (оглавление) и расписывают по этапам все необходимые работы и сроки их предоставления издательству. По тому, насколько правильно и квалифицированно составлен план, издатель формирует представление об авторе, его таланте, возможностях, потенциале читательского интереса.

Обычно издательства не ограничиваются указанными требованиями по планированию и срокам предоставления рукописи в целом. Издатели также предлагают автору прислать выдержки из его произведения – как правило, один или два раздела (параграфа) из числа тех, которые писатель считает наиболее удавшимися.

Опытные редакторы, как полагают специалисты издательств, в состоянии по отдельным параграфам, главам или иным отрывкам произведения составить представление о его качестве. При этом маркетологи издательств принимают во внимание не только качество авторского текста как такового – глубину исследования, правильность и ясность слога, построение фраз, лексикон, но и коммерческую ценность представленного произведения.

Иногда бывает так, что эти два критерия вступают в непримиримое противоречие – издатели понимают, что представленная рукопись безупречна с профессиональной точки зрения, однако массовый читательский рынок ее не примет в приемлемых для бизнеса объемах. И тогда качественную работу приходиться отклонять, ссылаясь на ее бесперспективность в коммерческом аспекте. Такое положение характерно для современных рынков монографий, научно-технической и справочной литературы.

Стремясь уйти от ненужных конфликтов с авторами, большинство издательств сразу оговаривает направления и тематику литературы, которая им интересна. Разумеется, берут данную тематику издатели не с потолка, а исходя из собственного анализа читательских рынков, их емкости и перспективности на ближайшее будущее. Иными словами, издатели, также как и авторы, занимаются бизнес-планированием – для них это вопрос не только текущей прибыльности, но и конкурентоспособности на издательских рынках.

При бизнес-планировании начинающим писателям следует принимать во внимание еще один сценарий развития событий, связанный с выкупом рукописи литературным агентом (или агентством).

Прочитав синопсис или всю рукопись, литературный агент как опытный эксперт в писательском бизнесе, сразу понимает благоприятные перспективы будущего произведения. Однако сюжет должен быть скорректирован, а состав действующих лиц изменен. Возможно, необходимы и другие правки – по стилю, жаргону, месту и времени действия.

Литературный агент, понимая, что может извлечь на данном произведении автора хорошую прибыль, предлагает писателю известную сумму вознаграждения. Писатель может сразу получить неплохой гонорар за продажу рукописи и авторских прав, либо отказаться от предложения агента. В последнем случае его произведение может так и оказаться невостребованным, так как писатель не будет знать, в каком направлении его следует дорабатывать. А тут агент берет все риски на себя. Так что подобный выбор всегда не прост – автору приходится гадать, что лучше  –  либо синица в руках, либо утка под кроватью.

Обобщая все вышесказанное по бизнес-планированию будущих изданий, можно сделать следующие выводы:

·    бизнес-планирование изданий на современных книжных рынках становится обязательным элементом в связи с существенным обострением конкуренции в авторской среде. Сейчас писателям любых жанров приходится максимально полно учитывать маркетинговые аспекты своих изданий, читательский интерес, емкость тиражей и рынков, особенности работы издателей газет, журналов, бумажных и электронных книг, Интернет-ресурсов;

·   даже если тот или иной автор относится к любому виду бизнес-планирования сугубо отрицательно, считает его обузой для свободного творчества, издатели весьма быстро возвращают писателей такого склада с небес на землю; для них коммерческая составляющая изданий не менее (а подчас и более) важна, чем творческая. Поэтому современные издатели предпочитают общаться с автором на языке экономики и бизнеса. Уже на начальных этапах общения с писателем специалисты издательств донимают их исключительно маркетинговыми вопросами – для кого предназначена книга (автору предлагается назвать целевые читательские группы), имеются ли на рынках аналогичные книги (таким образом автору косвенно предлагается исследовать рынок), не желает ли автор часть тиража выкупить для себя и т.д.;

·   в процессе бизнес-планирования автор должен для себя решить такие жизненно важные экономические вопросы, как стоимость его работы и размер гонорара, который он сочтет приемлемым. Достаточным ли будет размер процента в интервале от 6 до 10 от стоимости тиража книги, или следует доказать издателям, что этого явно мало. Здесь необходимо отметить и еще один немаловажный момент. Как правило, у издателей нет привычки обсуждать с автором прайсовую цену его будущей книги, ее оформление, дизайн, иллюстрации, тип бумаги и прочие нюансы. Обычно эта тема уходит далеко на второй план при обсуждении тех или иных нюансов издания книги. В то же время с точки зрения рекламы, потребительского восприятия, использования книги в качестве подарка это очень важно, так как при надлежащем оформлении книга сама себя продает. И, напротив, при непрофессиональном дизайне, газетной бумаге, плохом креплении страниц, книга раскупается значительно хуже.

 

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*