Аутсорсинг в фит-бизнесе

В практике современного фит-бизнеса весьма часто возникают ситуации, когда руководство клубов выбирает, произвести ли какую-либо работу силами собственных сотрудников или получить ее внешнему исполнителю. Анализ наиболее выгодных и оптимальных вариантов производится с целью повышения конкурентоспособности фитнес-компании, улучшения перспектив ее развития. Если по каким-либо соображениям (скорости исполнения, качества или стоимости услуг) работа поручается стороннему лицу или организации, то принято говорить о аутсорсинге.

Термин аутсорсинг происходит от английских слов out – вне, снаружи и source– ключ, источник; он относительно недавно вошел в лексикон предпринимателей и экономистов. Это обстоятельство, конечно, не означает, что компании ранее не поручали исполнение каких-либо работ другим предприятиям на условиях подряда или контракта. Но это делалось по несколько иным мотивам: определенный товар или услугу компания не изготавливала сама, поэтому заказывала требуемый продукт у внешних поставщиков.

С течением времени ситуация изменилась. Усиление конкуренции заставило предпринимателей искать новые технологии и пути повышения эффективности производства. Единый производственно-финансовый организм компании стали рассматривать как не как неразрывное целое, а как совокупность коммерческих структур, производящих бизнес-операции за большую или меньшую оплату. Причем качество выполненных услуг и их стоимость всегда можно сопоставить с аналогичными продуктами, предоставляемых внешними поставщиками. Выбор между собственным наемным персоналом и аутсорсером делается в рамках оптимизации какого-либо бизнес-процесса.

В последние годы аутсорсинг стал все шире проникать в сферу фитнес-индустрии. Все большее количество операторов рынка фитнес-услуг стало пользоваться услугами аутсорсеров. И тому есть веские причины.

Для простоты сравним схемы аутсорсинга с ведением домашнего хозяйства. Так, семья может выполнять многие работы самостоятельно – производить стирку белья, чистку одежды, приготовление пищи, осуществлять ремонт квартиры и т.п. Но может и прибегать к услугам внешних поставщиков – прачечных, химчисток, кафе, ресторанов, ремонтных организаций. Выбор делается исходя из стоимости услуг, соображений скорости и качества их оказания.

По аналогии с домохозяйством поступают и владельцы фитнес-клубов (см. рис.7.5).

Рассматривая фитнес-клуб как набор взаимосвязанных бизнес-структур, каждую из которых можно заменить внешними поставщиками, акционеры или иные владельцы фит-бизнеса привлекают аутсорсеров в виде управляющих компаний, аудиторских и бухгалтерских фирм, маркетинговых и рекламных агентств, юридических, софтверных и прочих предприятий.

Очевидно, что привлечение аутсорсеров в лице внешних поставщиков имеет для фитнес-компаний и ряд негативных последствий – таких, как известная утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытием коммерческой информации о клиентах и деятельности компании. Однако выигрыш от аутсорсинга часто перевешивает указанные опасения, тем более что возможные риски можно ограничить организационными мерами.

Остановимся более подробно на предпосылках распространения аутсорсинга, его достоинствах и движущих силах.

Одной из главных предпосылок распространения аутсорсинговых схем является усложнение бизнес-процессов. Повсеместное внедрение компьютеров и автоматизированных систем управления в делопроизводство, схемы принятия решений, маркетинговые системы, ведение клиентских баз данных привело к тому, что за последние годы бизнес качественно усложнился. Компьютеры хотя и позволяют существенно увеличить производительность труда и эффективность производства, но в обмен на это требуют участия в бизнес-процессах специалистов высокого класса по их эксплуатации, обслуживанию и программному обеспечению. Первоначально специалисты подобного профиля включались в штат фитнес-клуба – и это было оправдано: они поддерживали вычислительные ресурсы в работоспособном состоянии, попутно обучая при этом персонал компании. Со временем надежность компьютерной техники и программного обеспечения увеличилась, надобность в постоянном присутствии инженеров-электронщиков и программистов снизилась. В целях экономии затрат на эту категорию персонала фирмы стали обращаться к аутсорсингу, предпочитая абонентскую или разовую плату аутсорсеру постоянной зарплате своим сотрудникам.

Убедившись в удобстве аутсорсинга IT-услуг, многие фитнес-клубы стали распространять его и на другие виды деятельности:

·   На санитарно-эпидемиологические услуги (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, вывоз мусора и т.д.);

·   На клининговые услуги (ежедневную уборку, химчистку ковровых покрытий, мойку фасадов, стеклопротирку с помощью альпинистов);

·   На управленческие и консалтинговые услуги (привлечение управляющих компаний, юридическое и маркетинговое сопровождение, бухучет и аудит).

Углубление разделения труда и привлечение высокопрофессиональных сотрудников со стороны улучшает качество бизнес-процессов, повышает конкурентоспособность фитнес-клубов. Возьмем, к примеру, клининговые услуги. Казалось бы, неужели фитнес-клуб не в состоянии принять в штат достаточное количество уборщиков, которые бы быстро и качественно убирали вверенную им территорию, тренажерные залы и офисные помещения? Разумеется, мог бы. Более того, многие фитнес-клубы так и поступают. Однако наиболее передовые фитнес-компании, имеющие во владении и пользовании большие производственные и прилегающие территории, поступают иначе. Стремясь увеличить эффективность и конкурентоспособность своего бизнеса, владельцы части фитнес-клубов производят экономический подсчет затрат на собственный штат уборщиков (который может достигать численности в 40-50 человек) и расходов на аутсорсера, выполняющего клининговые работы. В результате подсчетов выясняется, что затраты на собственный штат уборщиков будет выше. Это происходит по двум основным причинам:

— во-первых, из-за специфики налогообложения труда штатных сотрудников и аутсорсера;

— во-вторых, из-за более производительной работы клининговой компании. В связи с тем, что профессиональные уборщики специализируются на той или иной клининговой операции, а также из-за использования специальной уборочной техники, устройств и моющих средств, их труд является более качественным. Поэтому все большее число фитнес-клубов, торговых центров и прочих компаний, обслуживающих массового потребителя, обращаются к услугам аутсорсеров.

Примерно те же критерии – качество и стоимость услуг – лежат в основе привлечения аутсорсинговых компаний из других сфер вспомогательного бизнеса. Услуги по охране фитнес-клубов, юридическому обслуживанию, поставкам медицинского и спортивного оборудования – все это выгодней поручить надежным партнерам, являющихся специалистами именно в данной сфере. Попытки все работы выполнить своими силами далеко не всегда являются оправданными. Причем экономический эффект от использования квалифицированных аутсорсеров, как правило, увеличивается в зависимости от объемов работ или услуг.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*