Анализ поведения потребителей на рынке молочной продукции г. Красноярска

Предваряя исследование, дадим определение молоку. Молоко — питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих [1]. С древних времен молоко служит сырьем для производства обширной группы продуктов питания.

В настоящее время Россия входит в десятку крупнейших мировых потребителей молока и молочной продукции, имеет значительный молочный рынок. Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет [3]. На текущий момент емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год [3].

Основной продукцией отрасли в натуральном выражении остается коровье молоко. Например, на сегмент молока и сливок по итогам 2011 года пришлась почти половина объема производства во всей отрасли. Также существенную часть в структуре производства занимал сегмент кисломолочных продуктов. Совокупно эти две категории молочной продукции занимают более 80% объема внутреннего производства молочной отрасли России в 2011 году. Третье место по объему производства занимает творог и свежий сыр [4].

Доля импорта на российском рынке молочной продукции по итогам 2011 года опустилась ниже 5% в натуральном выражении, а в стоимостном осталась на прежних позициях. Большая часть в объеме импорта занимают сыры. Также в тройку крупнейших сегментов входят сливочное масло и кисломолочные продукты [4].

По данным Красноярскстата в 2012 году сельскохозяйственные организации произвели 336,6 тысячи тонн молока, что на 1,4% больше чем в 2011 году. В 2012 году в среднем по Красноярскому краю в расчете на одну корову молочного стада надой составил 4724 килограмма молока (в 2011 году – 4568 килограммов) [2].

В Красноярском крае производителями молока и молочной продукции являются следующие предприятия: ООО «АРТА», ООО ТД «Молошка», «МИЛКО», АООТ «Шушенский молочно- 188 консервный комбинат», АООТ «Филимоновский молочно-консервный комбинат», АООТ «Назаровское молоко», АООТ «Балахтинский сыр», АООТ «Молоко», г.Минусинск, АООТ «Ачинский молочный завод», АООТ Молочный завод «Канский», АООТ «Пищекомбинат» (Зеленогорск), АООТ «Пищекомбинат» (Железногорск), АО «Орбита» (Красноярск), Дап-торг г. Красноярск, Красноярский гормолкомбинат №1, Боготол-молоко, Молочный завод «Тюхтетский» и др.

Ассортимент молочной продукции представленный на рынке г. Красноярске довольно широк, помимо молока присутствуют также сливки, йогурты, кефиры, сгущенное молоко, масло сливочное, сыры, мороженое, простокваша, сметана, ряженка, творог, творожные кремы и многое другое. Целью данной работы является комплексное исследование потребительских предпочтений на рынке молока и молочных продуктов г. Красноярска.

В целях анализа спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию было проведено анонимное анкетирование, результаты которого представлены в обобщенном виде. В опросе принимали участие 100 человек. Большинство опрошенных составили женщины — 60 человек (60,0%), мужчины — 40 человек (40,0%). Все потребители, принимающие участие в анкетировании, отметили, что постоянно приобретают молоко и молочную продукцию.

К числу активных потребителей, то есть тех, кто употребляет молоко и молочные продукты ежедневно, принадлежат 40% респондентов, 27% покупают молочные продукты несколько раз в неделю. К группе со средней интенсивностью потребления относятся 17%, которые дали ответ «один раз в неделю» и 16% респондентов, покупающие молочные продукты несколько раз в месяц. Говоря о количестве молока и молочной продукции, покупаемой за один раз, отмечено, что 78 человек покупают по литру за один раз, более 1 литра покупают 14 человек и иное количество — 8 человек. С точки зрения возрастных характеристик в группу наиболее активных потребителей молока и молочных продуктов входят красноярцы в возрасте от 20 до 30 лет — 63%.

Наименьшую долю среди потребителей данного продукта составляют красноярцы в возрасте от 30 до 40 лет, их оказалось 21%. По результатам анкетирования выявлено, что наибольшим спросом среди покупателей пользуются такие виды продукции как: молоко – его покупают все опрашиваемые, кефир – 87 человек, творог – 67% от числа опрошенных. Чуть меньшим спросом пользуется сметана – 59 человек.

На вопрос: «В какой упаковке Вы предпочитаете употреблять молоко?» нами были получены следующие результаты: наибольшим спросом у красноярцев пользуется молоко в полиэтиленовых пакетах объемом 1 л., этот вид упаковки отметили 78% респондентов. Наименее покупаемые упаковками являются тетра-пак и стеклянная бутылка объемом от 0,5 л., так ответили 9 человек, для 7% опрошенных не имеет значения, в какой упаковке они приобретают молоко.

Наименее востребованной является молоко, реализуемое местному населению на розлив, покупают такое молоко только 6 человек из числа опрошенных. На вопрос: «Молоко и молочные продукты каких производителей Вы предпочитаете?» было выявлено, что большинство покупателей приобретают молоко и молочную продукцию отечественных производителей, в частности производителей Красноярского края — 93 человека, 2 человека, из числа опрошенных предпочитают товары зарубежного производства, и 5 человек дали ответ «не имеет значения».

Говоря о качестве молока и молочных продуктов, следует заметить, что 66 человек считают качество молока и молочной продукции — хорошее, 23 человек считают его средним, и 7 человек считают его плохим и 4 человека затрудняется ответить.

Говоря о цене на молоко и молочную продукцию нами было отмечено, что 71 человек считают цены высокими, 27 человек считают их приемлемыми, и только 2 человека считает их низкими. При определении соотношения уровня цен к качеству молочной продукции 28 человек считают, что цена соответствует качеству, 62 человека сказали, что не соответствует, и 10 человек затруднились ответить.

Также респондентам было предложено охарактеризовать значимость факторов, которыми они руководствуются при выборе молочной продукции. Были полечены следующие результаты: 79 респондентов отдают предпочтение качественным продуктам, ориентируясь на срок хранения, производитель устраивает 10 человек, 9 человек ориентируются на уровень цен, большинство которых составили жители г. Красноярска старше 50 лет – 7%, 2 человека указали ответ «иное», но не предложили свой вариант.

Таким образом, главным фактором, оказывающим влияние на совершение покупки, является качество молока и молочных продуктов, реализуемых на территории г. Красноярска. Следует отметить приверженность покупателей г. Красноярска к отечественной продукции, особенно местных производителей. Поэтому, для более полного удовлетворения покупательского спроса местным производителям необходимо увеличить ассортимент 190 молочной продукции, добиваясь высокого качества и приемлемой цены.

Авторы: Федосова К.С., Мартынова А.Г., Коносова О.Н.

Литература:

1. Молоко [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EE%EA%EE

2. Производство молока в 2012 году [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/news/rss /Proizvodstvo-moloka-v-2012-ghodu

3. Рынок молочных продуктов [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expertrating.ru/marketing_research/index.php?productID=836

4. Рынок молочной продукции 2012: производство восстанавливается [электронный ресурс]. — Режим доступа : http://carbofood.ru/obzory-rynkov/rynok-molochnoi-prodykcii-2012- proizvodstvo-vosstanavlivaetsia

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*