Агробизнес как наука и прикладная дисциплина

Долгие годы в ХХ столетии считалось, что аграрная отрасль в структуре экономики страны – это вчерашний день. После того, как в Англии, а вслед за ней и в других странах мира началась промышленная революция, многие учёные и практики посчитали, что будущее за тяжёлой и обрабатывающей промышленностью. Однако уже в последние десятилетия ХХ в. стали всё громче раздаваться голоса, говорящие о постиндустриальном обществе, о наступлении эры информационных технологий. Новые концепции провозглашали примат IT-сектора, который не просто повысит эффективность сферы промышленности и услуг, но и станет главным игроком в финансах, интернет-трейдинге, средствах массовой информации, мобильной телефонии и ряде прочих отраслей.

Однако после схлопывания так называемого «доткомовского пузыря», произошедшего в самом начале 2000-х годов, когда котировки акций высокотехнологического сектора стремительно обвалились, в научном и предпринимательском сообществе стали превалировать более умеренные точки зрения. В частности, внимание бизнеса вновь привлекли сырьевые отрасли (нефтяная, газовая, металлургическая) и сельское хозяйство, которое, казалось бы, безоговорочно ушло на задний план. Но продолжающийся рост населения планеты лишний раз подтвердил, что аграрная экономика и агробизнес остаются важнейшей сферой хозяйственной деятельности, которая, как губка вбирает в себя высокие технологии, включая IT-сектор, сельскохозяйственное машиностроение, энергосбережение и всевозможные организационные, управленческие и технические инновации. Помимо этого, агроэкономика и агробизнес востребуют ныне лучшие маркетинговые и сбытовые стратегии, средства автоматизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Сейчас, к 2015-2020 гг. аграрные рынки всё более глобализируются, а конкуренция существенно обостряется. Такие биржевые товары, как сахар, пшеница, кукуруза, подсолнечник, рапс, сортовое мясо птицы и различных пород скота, своими котировками задают цены на национальных оптовых и розничных площадках. Производители с высокой себестоимостью продукции вытесняются из производства и торговли более успешными и квалифицированными предпринимателями, правильно выбирающими соотношение «цена-качество» и стратегии продвижения своих изделий.

Иными словами, усиливающийся ныне спрос на продукцию сельского хозяйства – особенно со стороны стран с быстро растущим населением – вновь возвращает экономику сельского хозяйства и агробизнес в число наиболее перспективных и приоритетных. Но изменившееся лицо аграрного бизнеса, его внутреннего содержания требует более основательной и всесторонней проработки основ его функционирования, изучения передового опыта организации аграрного предпринимательства, продаж, выхода на новые рынки – в том числе зарубежные.

Изучение этого обширного материала начнём, как водится, с определения понятий «агроэкономика» и «агробизнес».

Под аграрной экономикой мы будем понимать всю совокупность хозяйственных отношений между производителями, потребителями, посредниками и смежными отраслями агропромышленного комплекса.

Под агробизнесом будет пониматься инициативная самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, задействованных в сфере сельского хозяйства и связанными с ним секторами (банковским, торговым, сервисным и проч.).

 

См.: Галкин В.В. Агроэкономика и агробизнес.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*